Образование!.. Какое образование дать своему ребенку? Этот вопрос стоял, стоит и будет стоять всегда перед родителями! Всегда, пока существуют люди на земле!
Условно всех школьников страны можно разделить на три группы. Первая-это откровенные двоечники. Их немного. Вторая- отличники и хорошисты. Их значительно больше двоечников. Но самая многочисленная группа третья - это троечники.
Первым двум группам, т.е. двоечникам и отличникам, единый государственный экзамен (ЕГЭ) ничем не грозит. Во-первых, двоечникам ЕГЭ - по барабану! Они всё равно до него не доучатся. А отличники и хорошисты, которые от природы любят учиться, ЕГЭ обязательно сдадут! Не могут не сдать! Самая проблемная группа — троечники. Это способные к ученью люди, но по природе ленивые или увлечённые помимо учёбы другими делами. Это основное население страны.
Чего же можно ожидать от такого разнообразия школьников? Разумеется, каждый настоящий, здравомыслящий родитель души не чает в своём дитяти, считает его самым способным, самым умным, самым..., самым... Но он, родитель, не может объективно судить о своём ребёнке. А если вы неправильно оценили способности ребёнка и пустили его по ложному пути обучения? И какой же из него в итоге получится специалист?
Если у ребёнка нет музыкального слуха, то даже если он по результатам ЕГЭ поступит в консерваторию, то провалится на первом же курсе! Но это ещё куда ни шло! А если ваш отрок за деньги получил диплом инженера, врача, да ещё и влиятельные родители сразу устроили такого, ещё не ставшего на крыло «специалиста с дипломом» на хорошую должность или во главе частного предприятия, клиники, принадлежащих этим же родителям? А то и сразу чиновником! Вот здесь таится большая опасность для общества!
Плохой инженер с купленным дипломом построит здание, которое скоро разрушится, завалив под собой новосёлов, сконструирует машину, весом и размерами схожую с трактором, а по производительности - с обыкновенной лопатой.
Ещё хуже, когда специалист с купленным дипломом попадёт сразу же на государственную службу! Уйма государственных денег будет вложена не туда! Весомая часть госбюджета будет затрачена на закупки по импорту за валюту совершенно ненужных стране товаров, вроде тех безделушек, которые привозил Миклухо-Маклай папуасам.
«Специалист» с купленным дипломом - хуже диверсанта! Вдобавок ко всему, он будет воспроизводить потомство по своему подобию. И он будет без угрызения совести считать, что это правильно! Такое уж у него сформировалось, в нем же утвердилось мировоззрение: всё можно купить, лишь бы денег хватило!
Неумелый, но дипломированный председатель колхоза может загрузить бестолковой работой население не только своего колхозного села, но и близлежащего городка. И на колхозном собрании такого колхоза при решении вопроса «Куда потратить деньги, выделенные государством на увеличение производства сельскохозяйственной продукции» проголосуют за покупку компьютеров в бухгалтерию вместо трактора.
Надо сказать, что в больших производственных коллективах «неумеха» очень быстро выявляется, и его задвигают на задний план, дают работу, где он сделает меньше ущерба производству. Сейчас же больших предприятий осталось мало, да и они разбиты на отдельные мелкие производственные ячейки. И вот здесь, на этих мелких предприятиях «неумеха» может продержаться очень долго!
А вспомните «Недоросль» Фонвизина. Госпожа Простакова, мать недоросля Митрофанушки, который не хотел учиться, а хотел жениться, уверяет:
- Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить...
Покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.
Ей вторит Скотинин, брат её:
- Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел; а какова была головушка!.. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменные ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку... и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
А вот реальный случай из сельской жизни. У нас в школе был один двоечник Толька. Как-то в конце зимы катались мы, сельские пацаны, на коньках по истончившемуся от оттепелей льду на нашей речке, играли в хоккей самодельными клюшками.
Кто-то неудачно толкнул этого пацана, и он так долбанулся затылком об лёд, что весенний лёд в этом месте треснул и оглушил случайно оказавшуюся в этом месте подо льдом щуку. Ему хоть бы что -встал и пошёл дальше играть, а щуке-каюк! Скажи, голова крепкая, а к учёным наукам не приспособлена!
Двоечник Толька своё постоянное втрогодничество в каждом классе оправдывал так:
- Вот вы, которые хорошо учитесь, - всегда школьные домашние задания делаете новые, голову ломаете. А я на второй год только перепишу в чистую тетрадочку исправленные учительницей в прошлом году задачки и буду лежать и в потолок поплёвывать!
А ведь он, Толька, по-своему прав. Зачем ему, тупому от природы человеку, например, квадратные корни или даже кубические? Лучше пусть он просто перепишет их у кого-нибудь, не пропуская всю эту муть через свой глупый, абсолютно невосприимчивый к обучению мозг. Пусть лучше учится извлекать корни старых деревьев на своём огороде!
Почитайте современные объявления: математики, экономисты и юристы не требуются, но зато позарез нужны «Тольки»-садовники, рабочие для выполнения тяжёлой, грязной, непрестижной работы. Но что говорить о двоечниках! Они и не претендуют на ЕГЭ, для них и начальное образование — уже университет!
Бездарные спецы неплохо устраиваются в жизни, поскольку у них очень высокий уровень приспособляемости и выживаемости. Это закон борьбы за существование по эволюционной теории Ч. Дарвина. По представлениям некоторых современных эволюционистов, это закон распадается на представления о конкуренции, хищничестве, паразитизме.
Мне известен случай, когда бывшего секретаря горкома партии назначили начальником рыбоконсервного цеха. В приватной беседе он, теперь уже начальник цеха по обработке рыбы, спрашивает:
- Сколько лет учатся в институте на инженера-технолога?
- Пять, - отвечаю я.
- Пять лет! Так много?.. А зачем так долго изучать эту технологию?
Меня, когда назначили после горкома начальником рыбцеха, так я эту книжку «Технология рыбных продуктов» за один вечер прочитала! Зачем пять лет?
- За пять лет изучаются не только эта технология, но сопутствующие дисциплины. А потом настоящим специалистом своего дела после получения диплома можно стать, только проработав лет десять по этому же направлению! И потом ещё все время учиться и учиться, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом!
На следующий день после нашего разговора эта начальница рыбцеха, проглотившая «Технологию рыбных продуктов» за один вечер, собирала три планёрки за день, чтобы выписать полмешка муки, брикет кильки и литр подсолнечного масла!
Какой же из всего сказанного напрашивается вывод?
А вот какой - ЕГЭ в нынешнем виде напоминает дуромер - изобретение ненадёжное, хлипкое, зависящее от многочисленных случайных факторов. И полностью полагаться на показатели ЕГЭ не следует!
Человек - существо живое, развивающееся. И в какое время выявятся его настоящие способности никому не известно. Только гении выявляют свои способности в раннем детстве: Моцарт, Паганини. Но школа работает не с гениями, а с обычными людьми с нормальными, средними способностями. А жизнь расставит всех по своим местам. Её, жизнь, не обманешь!