К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского
«Кланяться да бегать, льстить начальству я никогда не умел; говорят, что с летами, под гнётом обстоятельств, сознание собственного достоинства исчезает,что нужда научит калачи есть, со мной, благодарение Богу, этого не случилось».
Александр Островский
12 апреля 1823 года в семье судейского чиновника, коллежского секретаря Николая Фёдоровича Островского и его жены Любови Ивановны родился сын Александр, будущее которого виделось отеческим оком как продолжение семейной традиции на ниве юриспруденции. По настоянию отца Александр поступил на юридический факультет Московского университета, но уже первые литературные опыты убедили юношу в его истинном призвании, и он уходит со второго курса университета, решив посвятить себя литературной деятельности.
Однако по протекции отца он был зачислен на должность канцелярского служителя в Московский совестный суд, и далее юному Александру пришлось служить в этом же качестве и в Московском коммерческом суде. Работа в судах не радовала юношу, но, по его признанию, она дала ему много материала для будущих произведений («Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходного места»).
И, наконец, (9 января 1847 года) в «Московском городском листке» была напечатана сцена из комедии «Несостоявшийся должник», подписанная инициалами А.О. и Д.Г. (актёр, принимавший участие в работе над этой сценой). В этом же году, на вечере у профессора Шевырёва, Александр Николаевич читает свою только что законченную пьесу «Картина семейного счастья». И это становится для юноши первым большим успехом. Вот как пишет сам писатель об этом дне: «Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний верил в своё призвание».
Первое (осознанное) знакомство у моего поколения с великим драматургом началось с изучения его творчества на уроках литературы. Пьеса Островского «Гроза», без преувеличения, произвела большое впечатление на нас. Наше поколение, в основном, было читающим, и многие из нас были знакомы с его «Снегурочкой» уже с детства, но, помню как сейчас, что предметом нашего горячего обсуждения был на уроках литературы драматический образ Катерины, которому посвящена статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Катерина, обличающая домостроевский уклад жизни, унижающий женщину, была нам понятна и любима. Статью Добролюбова мы читали, т. к. она была неотъемлемой частью изучения творчества Островского. Водили нас и в театр. Образ бунтующей Катерины закреплялся в нашем сознании великолепным исполнением во МХАТе великими актрисами А. Тарасовой и К. Еланской.
После окончания школы интерес к творчеству А. Островского вызывали новые постановки его пьес в Малом театре, и писатель не превратился во что-то давно пройденное и забытое. На памяти целые вереницы великолепных актёрских работ и режиссёрских постановок. И это не только в ХХ веке. Вот как оценил его пьесу Ф.М. Достоевский, высказавшийся о «Женитьбе Бальзаминова»: «Уголок Москвы, в который вы заглянули, передан так типично, как будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, она у меня ввек не потухнет в уме…»
И, вот уже полтора столетия пьесы Островского и его герои в блестящем исполнении нескольких поколений русских актёров продолжают существовать на театральной сцене.
Великая роль А.Н.Островского в истории русского театра не вызывает сомнения, но этим, однако, не исчерпывается, так как в истории русской литературы он был и остаётся великим писателем, поскольку его пьесы, без сомнения, являются и образцом выдающегося литературного творчества.
Именно о литературном вкладе Островского сказал И.А. Гончаров в юбилейном послании Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского»». И академический Малый театр с успехом претворил эту мысль в жизнь.
Когда же в России появился кинематограф, а затем и телевидение, появились великолепные экранные образы. Вряд ли кого из зрителей оставили равнодушными два разных художественных фильма по «Бесприданнице»: давний, Я. Протазанова с великолепной Н. Алисовой и А. Кторовым и новый – «Жестокий романс» Э. Рязанова.
Как ни прискорбно это сознавать, герои литературного мира А.Н. Островского в нашем ХХI веке стали опять актуальными, поскольку мы вновь столкнулись с миром наживы и власти денег, и нам стал понятнее тот болезненный круг проблем, который мучил героев А. Островского.
Мудрый, всё понимающий писатель и драматург А.Н.Островский помогает нам и сейчас проникать в непростые коллизии современной жизни России, ибо он был и остаётся великим русским писателем, а такие писатели необходимы людям во все времена.