В Астраханском Краеведческом музее с успехом состоялась церемония торжественного открытия персональной фотовыставки работ нашего уважаемого земляка, члена Союза журналистов, члена Союза фотохудожников, заслуженного работника культуры, кавалера государственных наград и обладателя многих других достойных званий и регалий Виталия Дмитриевича Лоянича.
Экспозиция, гордо названная «100-летию Октябрьской революции – 100 авторских фотографий», объединила запечатлённую Виталием Дмитриевичем фотолетопись нашей Астраханской области и страны с 1954-го по 1991-й год.
На плакате, выпущенном к этой выставке, фотоснимок молодого Виталия Лоянича в морской форме с традиционным якорем на кокарде и с киносъёмочной камерой в руках. Именно с кинокамерой, поскольку в те годы художественные, хронико-документальные фильмы и телевизионные репортажи снимались преимущественно на киноплёнку. А это было намного сложнее, чем осуществить видеосъёмку. Порой для репортажа в помещении с кинооператором работала бригада осветителей.
Среди работ этой замечательной выставки снимок об открытии персональной фотовыставки нашего знаменитого земляка, прославленного фотокорреспондента Великой Отечественной войны, снимавшего этапы той уже далёкой войны с первых её дней до взятия Берлина и штурма рейхстага Марка Степановича Редькина, где герой Второй мировой, воевавший с «Лейкой» и блокнотом, запечатлён с Л.А. Бородиным и М.А. Тюриным. Когда В.Д. Лоянич делал телевизионный репортаж об открытии выставки работ М.С. Редькина, он держал в руках две кинокамеры, снимая одной – общим, а другой – крупным планом.
…Помнится, что после этого, в уже в далёком 1985-м году, делая фотографический телерепортаж про открытие мемориальной доски на здании бывшего аэроклуба, что на пересечении улиц Коммунистической и Советской, Виталий Дмитриевич снимал одновременно широкоформатным «Киевом» и «Зенитом», нажимая на спусковую кнопку «Киева» «Зенитом», используя днём фотовспышку, пояснив после репортажа, что вспышка на улице используется ради подсветления загорелых летом лиц. Виртуозность, изобретательность и оригинальный творческий подход всегда отличали этого мастера волшебного объектива!
Снимки экспозиции освещают праздники и трудовые будни Астраханского края. Это сфера деятельности промышленности, сельского хозяйства, рыбодобычи, строительства, здравоохранения, образования, науки и культуры «Каспийской столицы». Интересны фотоматериалы о пионерском и студотрядовском движении, государственных праздниках.
Помимо праздников и трудовых будней в Астрахани и районах области, зоркий взор фотохудожника остановил мгновенья исторического значения, проходящие в Москве и других точках нашей необъятно планеты. Среди экспозиции фотокадры Московской «Олимпиады – 80» с поднятием знаменитого Олимпийского Мишки.
Многочисленные посетители этой выставки, знакомясь с экспонатами, ностальгически вспоминают свои дошкольные годы, октябрятское и пионерское детство, комсомольскую юность, студенческие годы и другие этапы своей жизни в период социализма…
Среди материалов экспозиции есть снимок, на котором запечатлён ныне здравствующий Почётный гражданин города Астрахани, известный историк и писатель-краевед Александр Сергеевич Марков. С другой фотоработы на нас смотрит участник Великой Отечественной войны, профессиональный кинорежиссёр, закончивший в сороковые годы ВГИК, один из основателей развития фототворчества в Астрахани Алексей Игнатьевич Матюшкин, многим известный, как автор поэтических произведений.
Кроме снимков, выполненных В. Д. Лояничем, демонстрируется фотокопия комсомольской доски почёта 1959-го года судоремзавода имени 30-й годовщины Октябрьской революции, где помещён портрет тогда молодого инженера – конструктора В. Д. Лоянича, фотосувениры, придуманные и выполненные им в курсантские годы, коллективный памятный выпуск курса техников-механиков Астраханского мореходного училища. Там, среди сокурсников Виталия Дмитриевича, я нашёл фото бывшего своего соседа Евгения Петровича Алексеева, который, живя долгие годы в Риге, также увлекался фотографией, и другие интересные документы и экспонаты. Один из стендов выставки демонстрирует аналоговые (снимающие на плёнку) фотоаппараты, которыми Виталий Дмитриевич работал до 1991 года.
Есть снимки, повествующие о том, как в 1960-м году рабочие и служащие завода, в обиходе астраханцев именуемого «Тридцаткой», отправлялись на целину! Вызывают большой интерес фотографии известных деятелей киноискусства, героев войны и труда, спортсменов.
Помнится, вначале 90-х московским издательством «Планета» выпускалась прекрасная открытка, иллюстрированная фотоснимком В. Лоянича с пейзажем заснеженного Астраханского кремля и Успенского собора.
…В советские годы во время Майских и Октябрьских демонстраций Виталия Дмитриевича можно было увидеть на трибуне, стоящего со своей съёмочной техникой среди первых лиц области и почётных гостей. Многие демонстранты, узнавая его, восхищались снятыми им и показанными по телевидению фильмами, среди которых кинолента «Ищу следы отца». Он снял её вместе с известным фото- и кинолюбителем тогда главным инженером Астраханского почтамта Алексеем Евгеньевичем Пальцевым.
Виталий Дмитриевич Лоянич - всегда желанный гость в АГТУ (бывшем рыбвтузе); высшем учебном заведении, которое он окончил уже состоявшимся взрослым человеком, и события, проходящие в стенах которого, он фиксирует своим объективом.
И будучи давно по возрасту на пенсии, Виталий Дмитриевич активно создаёт фотохронику, работая со своим зорким объективом, как поётся в песне, на земле, в небесах и на море; к примеру, делая аэрофотосъёмку с борта вертолёта.
На торжественной презентации выставки летописца-светописца (светописью изначально называли фотографию) радушно поздравили: секретарь Общественного совета Министерства культуры и туризма Астраханской области Наталья Васильевна Лапина, вручившая ему букет цветов, депутат Госдумы Олег Васильевич Шеин, директор областного научно-методического Центра народной культуры Елена Юрьевна Занина, доцент Астраханской государственной консерватории, журналист, конферансье и фотохудожник Константин Владимирович Гузенко, секретарь Астраханского отделения Союза фотохудожников России, руководитель народной фотостудии «Дельта» Валентина Фёдоровна Клокова.
Первый секретарь Астраханского обкома КПРФ, депутат Думы Астраханской области Виктор Филиппович Вострецов вручил В.Д. Лояничу награду – памятную медаль ЦК КПРФ «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции».
В рамках презентации демонстрировались киноработы В.Д. Лоянича. Собравшиеся с интересом смотрели фильм про кругосветное путешествие на судне «Седов», снятый Виталием Дмитриевичем более сорока лет назад на цветную плёнку.
Среди гостей церемонии открытия были: председатель Астраханского отделения Союза фотохудожников России известный фотомастер Виктор Геннадьевич Мамцев, художники, публицисты, ветераны астраханской журналистики, корифеи пера Нина Ивановна Куликова и Ирина Викторовна Суханова, представители печатных СМИ и коллеги Виталия Дмитриевича – тележурналисты.
На открытие очередной своей персональной выставки, готовясь к которой В.Д. Лоянич отобрал, как он сказал, килограммы фотоплёнок, хранящихся в его личном архиве, корифей объектива пришёл в элегантном светлом пиджаке, на котором с государственными наградами прикреплён комсомольский значок, в знак памяти того, что он был активным членом и секретарём Комитета ВЛКСМ.
Я лично очень давно знаю Виталия Дмитриевича Лоянича. Помню его активное сотрудничество в народной фотостудии «Дельта» с ветераном войны и труда Иваном Сергеевичем Молчановым, Алексеем Денисовичем Тальянским, сотрудничество с Юрием Александровичем Ефремовым и Юрием Валентиновичем Булычевским по линии развития кинолюбительского движения. Помню о создании им в послеперестроечные годы малого предприятия «Планар» и немало других интересных фактов из биографии этого незаурядного человека.
…Более двадцати лет назад, в середине девяностых, после открытия его очередной персональной фотовыставки, я спросил, как развивалась его творческая деятельность в годы так называемого «застоя»?
На что Виталий Дмитриевич мудро ответил, что для него никогда застоя не было, ни в каких делах!