Премьер Дмитрий Медведев поддержал инициативу возрождения приема стеклотары, так популярную в СССР и про которую шутили: «Много лет пил, а потом взялся за ум, сдал бутылки и купил жигули».
Цена всего, что продавалось в СССР в стеклянных емкостях, включала в себя залоговую стоимость «стекла», которая была весьма высокой, заметно выше реальной стоимости бутылок. Это делалось якобы для того, чтобы «сознательные граждане» не выбрасывали бутылки, а шли их сдавать.
– Максимальная залоговая цена стеклянной бутылки от лимонада до водки емкостью в половину литра в советские времена составляла двенадцать-двадцать советских копеек. Та же залоговая цена литровой стеклянной бутылки из-под молока составляла двадцать советских копеек. Трехлитровая банка из-под соков оценивалась в залоговую стоимость в тридцать советских копеек, – пишет Игорь Борисов.
Для сравнения: стоимость бутылки пива составляла вместе с бутылкой тридцать семь-сорок пять копеек. То есть стоимость стеклянной тары была практически равна стоимости лимонада или пива и превышала стоимость молока. Поэтому молоко старались покупать в пакетах, а пиво – в розлив, так как сдать стеклотару стоило значительных усилий и времени.
Новую-старую инициативу россияне оценили насмешками:
– Барин! – обращается Михаил Ходорковский к Путину. – Ну куда им (народу)! Еще валежник не все собрали! А тут новые щедроты.
– Оттепель в России набирает обороты. После милостивого дозволения властей баловать себя дикоросами, лежать в столичных аэропортах на полу и охотиться с луком премьер-министр и лидер правящей партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев предложил также вновь разрешить россиянам сдавать бутылки в магазины, как это было в СССР, – пишет журналист Николай Подосокорский.
Видимо, сдача стеклотары должна стать одним из серьезных источников пополнения бюджета стремительно нищающих российских домохозяйств. Впрочем, эксперты указывают на необходимость и других законодательных послаблений, чтобы гражданам не пришлось уплачивать налог с денег, полученных за каждую сданную бутылку, а также предостерегают от роста цен на товары в соответствующей таре.