XXV Петербургский международный экономический форум прошел с 15 по 18 июня в центре «Экспофорум». В работе ПМЭФ-2022 приняли участие свыше 500 российских компаний из более чем 65 отраслей, причем 80% из них были представлены на уровне глав.
Свое участие в форуме подтвердили представители 127 стран и территорий. В нем также участвовали все регионы России, из них 81 — на уровне глав субъектов Российской Федерации.
Страны-гости ПМЭФа — Египет, Сербия, Казахстан. Свой стенд был также у ДНР и ЛНР. От Казахстана в панельных дискуссиях участвовал Тукымов по системе ВКС.
Из Афганистана прибыли представители талибов (движение «Талибан» признано в России террористическим и запрещено), среди них — замглавы Торгово-промышленной палаты Афганистана Мохаммад Юнис Хоссейн и глава афганской дипмиссии Джамал Насир Гарвал.
Делегациям из Крыма пришлось добираться на форум на поезде, дорога заняла полтора суток.
На панельных дискуссиях с участием министров обсуждались злободневные вопросы экономики.
Обсуждаемые вопросы в точности соответствовали 20 предложениям КПРФ: ручное управление экономикой (мобилизационная экономика), планирование, имущество иностранных инвесторов, национализация, малый бизнес, упразднение НДС, налоговая реформа, отраслевая наука, уровень жизни, импортозамещение, строительство заводов и фабрик.
Двум последним позициям было уделено самое большое внимание. Участники площадки согласились, что стране необходимо импортозамещение, для реализации которого нужно строить заводы и фабрики, а для этого нужны длинные деньги причем многомиллиардные и на срок от 1 года до 10 лет. Таких кредитов банки не дают, к тому же кредитные ставки 12-14% годовых – это разорительный процент. Нужны доступные кредиты вплоть до отрицательных ставок. Но отрицательные ставки понизят ставки по депозитам, и народ начнет забирать из банков деньги, понижая и без того низкую капитализацию.
Что делать? Государство не хочет расходовать свои деньги на строительство заводов, не считая это своим делом. Бизнес не хочет рисковать своими деньгами из-за неустойчивой экономики и надеется на деньги правительства или хотя бы на гарантии, что в принципе одно и то же.
Опасения не напрасны. Укрепление рубля и понижение ключевой ставки хорошо только с одной стороны, но с другой - он создает проблемы в экономике. Российская продукция становится дороже на мировом рынке. Наглядно это выглядит так: еще недавно за 1 доллар можно было купить 100 рублей, а теперь только 50! Укрепление рубля делается умышленно при торговле нефтегазовыми ресурсами за рубли. Зарубежным покупателям надо сначала купить дорогой рубль, а потом на этот рубль купить дорогую нефть или газ. Для России это двойной доход, для покупателей разорение. Именно для этого искусственно укрепляется рубль, чтобы получить двойной доход, но при этом вся остальная экономика слабеет с каждым днем.
Дело в том, что у нас много экспортноориентированных предприятий и для них укрепление рубля становится проблемой сбыта. Это касается металлургии, лесного хозяйства торговли оружием и многих других отраслей.
Глава Минэкономразвития М. Решетников отметил, что укрепляющийся рубль может вызвать проблемы для экономики. По его словам, ситуация пока сдерживается крайне высокими экспортными ценами. «Источник крепкого курса — это слабый спрос в экономике. А это, в первую очередь, кредитование — учитывая то, что бюджет сейчас расходует деньги на максимуме, конечно, это кредиты, кредиты, кредиты»!
Действительно, крепкий рубль делает дорогой отечественную продукцию, в результате чего снижается спрос и на внутреннем рынке, и на внешнем. Нужны доступные кредиты!
Но кредиты дорогие: 12-14%! ЦБ опасается, что снижение ключевой ставки до нуля может спровоцировать инфляцию. Может! Однако напрямую такой зависимости нет! Инфляция может подняться, если кредитные ресурсы пойдут не на инвестиции, а на потребление, но для этого надо установить контроль. И его можно установить, если кредиты давать не всем подряд, а порядка 20-30 подрядчикам, тогда проконтролировать можно. Бизнес с такой постановкой вопроса не согласен, он требует одних правил игры для всех.
Сегодня в России 3,3 миллиона предприятий разного калибра, держать под контролем их финансы невозможно при том, что всякие проверки сейчас запрещены.
Необходим и жесткий контроль за банками, они тоже могут деньги, полученные у ЦБ направлять не по назначению и даже отправлять за границу.
Кроме того, снижение ключевой ставки до нуля приведет к оттоку депозитов, проценты на вклады начисляться не будут, а нам необходимо увеличить уровень монетизации экономики.
Сегодня на депозитах коммерческих банков находится 42,8 триллионов рублей. Из них 33 трлн. – вклады населения; 1 трлн. – вклады индивидуальных предпринимателей; 4,7 трлн. - вклады юридических лиц. Следовательно, нужны меры компенсации процентов по вкладам.
Монетизация экономики России самая низкая - 46%, в Китае – 120%, в США -210%. Терять депозиты граждан, значит понизить уровень монетизации, а значит не получить длинных кредитов.
Следовательно, ключевая ставка должна быть оптимальной и для депозитов, и для кредитов.
В ЦБ есть понимание, как стимулировать экономику, но коммерческие банки не готовы. К тому же нужна докапитализация ЦБ. По итогам 2021 года объем ВВП был 131 триллион рублей. Если докапитализировать ЦБ до уровня 100-й монетизации экономики, нужно добавить ему порядка 70 триллионов рублей. Где их взять? Если считать ЗВР – 640 млрд. дол. И капитал олигархов 470 млрд. долларов, то этого достаточно, чтобы докапитализировать ЦБ, в крайнем случае, можно будет прибегнуть к ФНБ и эмиссии. Но накопления заморожены, и нынешний путь – постепенный рост уровня монетизации.
В Китае говорят: возможно все, на невозможное просто требуется больше времени!
Опрос общественного мнения показал, что оптимальным вариантом на данный момент предприниматели видят ключевую ставку – 5% и курс доллара – 50 рублей.
Но Челябинский губернатор с этим не согласился, убеждая всех, что для металлургов курс доллара нужен 72 рубля, и это будет нулевой безубыточный вариант. Ставка ниже приведет к убыткам предприятий.
Однако такая ставка подстегнет потребительскую инфляцию импортных товаров, а у нас их 30%.
Хотим или нет, но нужны институциональные преобразования в экономике с ориентацией на внутренний рынок, который, к сожалению, не способен потребить всю продукцию, которую производят предприятия, поскольку промышленность в основном уничтожена. Что делать? Закрывать предприятия?
Конечно, нужно импортозамещение, надо срочно строить новые заводы и фабрики и увеличивать спрос на отечественную продукцию, тогда не придется закрывать заводы. Но так думают не все!
Против импортозамещения выступил Сергей Чемезов, глава «Ростеха». Его слова следует привести полностью:
«Россия должна оставаться частью глобального мира, а изоляция и попытки делать все своими силами — это путь в никуда. Предательство Запада не повод закрывать окна и двери. Нам не по пути с проводниками санкций, но у нас есть партнеры в других регионах мира, которые сегодня ведут себя последовательно и принципиально.
Для нашей страны, которая в 1990-х годах практически растеряла свою промышленность, это сотрудничество дало многое. Оно открыло нам быстрый доступ к передовым технологиям, лучшему мировому опыту и международным рынкам. Благодаря ему мы на высшем уровне проводили техническое перевооружение и могли быстро создавать новые продукты: самолеты, вертолеты, автомобили, медицинские приборы, фармацевтические препараты и т.д. Поэтому мы смогли достичь быстрых результатов там, где в других условиях понадобились бы десятилетия. Давайте честно: разве независимы от чужих товаров и технологий Германия, Япония, Франция, Австралия или Канада?»
Высказывание довольно странное! Какие самолеты, какие автомобили, какие приборы разработали в России? Отечественные самолеты перестали выпускать вообще, а «Суперджет» на 75% иностранный. Автомобили чужие, от сборочного производства сегодня из 12 заводов закрыты 8. Если это считать высокими результатами, то что же называется поражением? Если Чемезов считает композит чем-то новым, то ему следует возразить. Еще в 50-х годах в СССР делали композитные рыболовные суда и траулеры.
Но это только пример!
Тем не менее, импортозамещением придется заниматься, иначе без иностранных потребителей, наши действующие заводы и фабрики придется остановить.
Но даже и при этом частный бизнес не пойдет на риск в импортозамещении. Предприятия замыкаются на технологические цепочки и речь идет не о строительстве одного предприятия, а нескольких, нужны гарантии либо ВЭБа, либо правительства.
Но главное, не надо идти на поводу у олигархов нефтегазового сектора и укреплять рубль до бесконечности. Это приведет к полному краху нашу экономику. Нужно установить такой курс рубля, который бы способствовал развитию внутреннего рынка, при этом экспортноориентированные предприятия придется либо дотировать, либо предоставлять налоговые льготы. Закрывать их нельзя, они нам самим скоро пригодятся.
Льготная ипотека для бизнеса под 5% годовых не обсуждалась, но ее озвучил президент. По существу, это долгосрочный кредит, только в каких объемах он будет пока не ясно. И кто будет субсидировать процентные ставки, если базовую ключевую ставку Шувалов назвал 7,5%.
Участники панельных дискуссий не раз обращались к вопросу планирования, однако пока не решен вопрос финансирования объектов планировать не имеет смысла.
Вопрос реформы налогообложения назрел, даже А. Макаров предложил вообще убрать НДС, хотя мы коммунисты предлагаем поэтапную его ликвидацию. Предложили убрать новый налог на жидкую сталь. Его ввели при росте цен на металлы, теперь его надо ликвидировать. Бюджетное правило упразднили, сейчас очередь за налоговым маневром.
Обсуждался вопрос национализации остановленных иностранных предприятий. Однако вопрос не готов. Пока уговаривают работать под другими брендами, но это касается мелких предприятий. Что касается автомобильных заводов, то они большей частью не локализованы, и если хозяева не возобновят производство, их придется списать в металлолом, потому что комплектующих деталей у нас нет, и сами мы их не производим.
Глава ВТБ А. Костин предложил ограничить работу иностранных банков в России. Он считает, что страны, которые заморозили активы российских банков за рубежом, поступили несправедливо.
Он прав, зеркальные меры здесь необходимы, но при этом не навредить себе!
Вопрос параллельного импорта также обсуждался. Параллельный импорт - это импорт той же продукции, только через другие страны, посредством заключения посреднических договоров. Анатолий Попов, зампред Сбербанка предложил к параллельному импорту привлечь самозанятых. Налоговый режим нужно распространить на тех, кто занимается торговлей и параллельным импортом, и заодно расширить список стран, граждане которых могут получить статус самозанятых в России. Все помнят, как оперативную память для компьютеров возили в чемоданах из Сингапура — это точно востребованный механизм и его надо налаживать снова!
Но В.Осьмаков, замглавы Минпромторга предположил, что к осени Россия может перейти от параллельного импорта к заградительным пошлинам в тех областях, где получится наладить импортозамещение, не надо сваливаться в базар-вокзал.
Вывод напрашивается только один. Правящую верхушку ничему не научили санкции по поводу вхождения в Россию Крыма. Планируя спецоперацию на Украине, никто даже не подумал о последствиях, к которым эта операция может привести. Не было разработано никаких мер на чрезвычайный случай. Самая большая беда в том, что правительство все еще перепирается с бизнесом по вопросу кому исполнять импортозамещение.
Президент в своем выступлении также не дал четких ориентиров по развитию экономики страны. Очень похоже, что в правительстве никто не знает что делать!
Между тем страна теряет потенциал и возможности, о которых говорил Си Цзиньпин. Промедление смерти подобно, но похоже, это мало кого волнует.
Первая ласточка уже прилетела. Росстат опубликовал социально-чувствительную информацию в ночь с пятницы на субботу, чтобы уменьшить ее огласку. Согласно этим данным, в первом квартале (январь – март) текущего года число россиян за чертой бедности составило 20,9 млн. Еще в четвертом квартале 2021 года за чертой бедности официально было 12,4 млн человек.
Выступление Президента России В. Путина также не обозначило ориентиров в развитии экономики.
Президент выступил с речью, в которой дал оценку текущей ситуации в мировой экономике и политике.
По словам главы государства, сейчас экономика во всем мире находится в непростом состоянии, когда многие торговые, производственные и логистические связи проходят через новые испытания.
Как отметил Путин, санкционное оружие является обоюдоострым и оно наносит сопоставимый или больший урон его конструкторам. Президент привел оценки экспертов, согласно которым «только прямые, счетные потери Евросоюза от санкционной лихорадки на предстоящий год могут превысить $400 млрд».
По словам Путина, США объявили себя посланниками Бога на Земле. Вашингтон считает, что у него нет никаких обязательств, а есть только интересы, причем эти интересы объявляются священными. Однако на сегодняшний день эпоха однополярного миропорядка завершилась, несмотря на все попытки ее сохранить, законсервировать любыми средствами.
При этом Евросоюз (ЕС), по словам Путина, окончательно утратил свой политический суверенитет, «а его бюрократические элиты пляшут под чужую дудку, принимая всё, что им скажут сверху, причиняя вред собственному населению и собственной экономике, собственному бизнесу».
Однако в этих высказываниях налицо противоречие. Однополярный мир закончился, но Евросоюз лег под США, а это почти вся Европа. Китай также ввел некоторые санкции против России, а Президент Казахстана в своем интервью сказал, что мы должны выполнять требования санкций, иначе можно нарваться на санкции против Казахстана.
Далее президент сообщил, что России удалось подавить инфляционный всплеск, а государственные финансы устойчивы. Так, после пика в 17,8% сейчас инфляция составляет 16,7% и продолжает снижаться. При этом президент не объяснил почему пенсии индексировали только на 10%.
Лидер подчеркнул, что необходимо создавать условия для развития производства и предложения на внутреннем рынке, восстанавливать спрос и кредитование экономики. Кроме того, глава государства сказал, что россияне — сильные люди, которые могут справиться с любым вызовом, «как и наши предки на протяжении тысячелетий».
Президент также высказался о теме импортозамещения. По его словам, это не является панацеей — надо не копировать, а быть на шаг впереди. При этом глава государства подчеркнул, что «производить всё и вся, конечно же, невозможно, да и не нужно», однако России необходимо обладать всеми критически важными технологиями, чтобы при необходимости в короткие сроки наладить собственное производство любой продукции.
В ходе выступления президент анонсировал ряд мер, которые будут приняты для поддержки населения. Так, по словам Путина, пришло время навсегда отказаться от ряда проверок российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда. Он привел неудачный пример: - в прошлом году мы не проводили проверок, и число нарушений резко снизилось!
Странно! Откуда такая уверенность? Ведь никого не проверяли!
Также Путин призвал Верховный суд подготовить поправки в нормы о заключении предпринимателей под стражу. В обосновании решения он указал, что зачастую в отношении бизнесменов уголовные дела возбуждаются, но до суда не доводятся. «Это давление на компании», — оценил Путин происходящее.
В ходе выступления президент отметил, что считает возможным снижение льготной ипотеки с 9 до 7%. При этом президент обратил внимание на то, что срок действия программы останется прежним — до конца года. Также российский лидер поручил проработать и запустить промышленную ипотеку под 5% годовых. Право на такие кредиты получат предприятия, которые планируют купить готовые площади для производства.
Кроме того, президент поручил правительству принять кардинальные меры по поддержке семей с детьми. Как отметил глава государства, будущее России — это семьи с двумя, тремя и большим количеством детей. В апреле в РФ родилось менее 100 тыс. детей, что на 13% меньше, чем в 2020 году.
Все это правильно! И такая политика не первый день. Смертность в России все еще опережает рождаемость, здравоохранение разрушается, число бедных увеличивается, а индексация доходов населения производится в 2 раза ниже инфляции. При такой политике все сказанное перечеркивается реальными делами правящего режима.