В начале февраля текущего года акционерное общество «Астрахань ЭкоСервис» уведомило своих потребителей о замене стороны в договоре на вывоз и размещение твердых коммунальных отходов. Было сообщено: с 1 февраля 2016 года такие услуги будет производить ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО «Эко-Система Астраханской области».
Также в газете «Комсомолец Каспия» был опубликован текст публичного договора оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и дальнейшему их размещению. Населению было предложено: в случае отказа от заключения договора на предложенных условиях письменно уведомить об этом Общество в срок до 31.01.2016 года. Правда, смешно? Публиковать такие условия по истечении срока их исполнения. Монополистам все можно! А для населения последствия плачевные: произведя первый раз платеж, люди соглашаются со всеми условиями такого договора.
В первую очередь, как всегда, заволновались пенсионеры. Изменились ли реквизиты, дойдут ли платежи до нового адресата? Им на ум сразу пришла история с региональным оператором — сборщиком взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов. А те, кто уже ознакомился с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ, усомнились в законности действий монополистов.
По инициативе общественно-консультационного совета, 3 марта состоялось заседание комитета по ЖКХ городской общественной палаты. В ее работе приняли участие представители областного министерства ЖКХ, региональной службы по тарифам и администрации города. Были рассмотрены проблемы правового регулирования отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами, проанализированы последние изменения законодательства в этой сфере.
Так, в связи с достаточно длительным периодом действия статуса регионального оператора (не менее десяти лет) и исключительным правом данного юридического лица на осуществление своей деятельности на территории соответствующего субъекта РФ, а также в целях недопущения недобросовестной конкуренции и коррупционных проявлений, процедура получения статуса регионального оператора должна быть максимально «прозрачной». Поэтому положениями новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее —Закона) к процедуре получения статуса регионального оператора законодательством предъявляются особые требования.
Согласно положениям статьи 24.6 вышеуказанного Закона, статус регионального оператора присваивается и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Договорные отношения регионального оператора с собственниками ТКО строятся в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
Но для полноценного действия норм шестой главы Закона требуется подготовка целого комплекса нормативных правовых актов подзаконного характера, ряда постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти, а также принятия субъектами Российской Федерации своих нормативных правовых актов, касающихся регулирования деятельности региональных операторов. В настоящее время на федеральном уровне подготовлены и проходят процедуры согласования проекты некоторых нормативных правовых актов, в том числе, об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг, о ценообразовании в сфере обращения с ТКО, о правилах регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО и ряд иных актов. Особо было обращено внимание на то, что обязанность населения по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, согласно статье 7 Закона от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ, наступает со дня утверждения единого тарифа на данную услугу на территории субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти субъекта РФ и региональным оператором. Причем ранее заключенные договоры на сбор и вывоз ТБО действуют до заключения договора с региональным оператором. Его выбор будет осуществляться после принятия федеральных нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос. Поскольку соответствующие документы федерального значения отсутствуют, конкурсный отбор регионального оператора областным министерством ЖКХ не проводился. Таким образом, решения, принятые организациями, работающими в этой сфере деятельности, в обход федерального законодательства, не имеют юридической силы.
До выбора министерством регионального оператора у потребителей имеется возможность платить за вывоз той организации, с которой заключен договор, либо заключить его с любой специализированной организацией, которая осуществляет деятельность по вывозу твердых бытовых отходов на территории области. Такая информация и список этих организаций министерство ЖКХ опубликовало на своем сайте 2 марта текущего года. Среди них значатся ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» и Общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с ТКО «Эко-Система Астраханской области».
Примечательно, что 4 марта, то есть на следующий день после вышеуказанного заседания, на сайте областного министерства появилась информация о том, что с 1 февраля оказание услуг по вывозу мусора в Астрахани осуществляет ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО «Эко-Система Астраханской области». Возникает вопрос: если существует компания «Астрахань ЭкоСервис», то почему, вопреки всем разъяснениям министерства, население не только заставляют платить за вывоз мусора новому Обществу, но и заключать с ним договор? В чем дело? Почему ему такая привилегия?
Как удалось выяснить, Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области 6 марта 2015 года. Уставной капитал на момент регистрации — 10000 рублей. Генеральный директор — Якимчук А.В. А вот в договоре, который опубликован газетой в феврале текущего года, генеральным директором значится Вшивкова Н.Н. Судя по реквизитам, это одна и та же организация. А директора почему-то указаны разные. Тогда может, это очередная пирамида? Дело в том, что господин Якимчук А.В. являлся учредителем московского акционерного общества «Управляющая компания «Эко-Система», в состав которого вошли две астраханские «дочки»: ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» и ЗАО «АПЭК», который построил в области полигон для захоронения ТБО и мусороперабатывающий завод. Может, это только смена вывески? Такая мысль пришла после того, как в СМИ появилось сообщение пресс-службы «ЭкоСервиса», что Общество создали специально для участия в будущем конкурсе на право быть региональным оператором по вывозу ТКО. А что — новая организация. Ее никто не знает, да и ответственности почти никакой. Ведь она, в случае чего, будет отвечать в пределах своего уставного капитала. Да и зарегистрирована она в Ростовской области. Значит, налоги будут утекать туда, а не оставаться в нашей области. Возникают неудобные для чиновников вопросы: кому это выгодно, и кто за этим стоит? Ответы ищите сами и делайте выводы.
Что еще по этому поводу сказать? Поправки, внесенные в законодательство в конце прошлого года, в части обращения с твердыми коммунальными отходами вызывали множество разногласий. Что предлагают известные российские юристы? До тех пор, пока не появился региональный оператор и для него не утвержден тариф, услуга по вывозу ТБО является жилищной. Плата за это должна взиматься с собственника помещения по прежним правилам. А вот плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами пока взиматься не должна.