Издание «Коммерсант» оценило прошедшие президентские выборы по своему коммерческому параметру – сколько в рублях стоит отданный за каждого кандидата голос.
Подсчеты несложные. На сайте ЦИК опубликованы официальные данные израсходованных каждым кандидатом средств избирательного фонда. Эту сумму поделили на количество полученных голосов.
Самым дорогим оказался голос Бориса Титова. Это и понятно: средств омбудсмен-бизнесмен потратил много, а поддержку ему оказали минимальную. А вот Владимир Путин оказался по этому параметру на предпоследнем месте. Дешевле голос только у Максима Сурайкина. Ну, с «товарищем Максимом» тоже все ясно: денег он по очевидным причинам тратил по минимуму, а голосов набрал всего ничего. Не для этого и в выборах участвовал.
Владимир Путин израсходовал средств вроде бы по максимуму, почти 400 млн рублей, – именно такой суммой ограничивается избирательный фонд. Но если разделить эти средства на рекордные циковские 56 млн отданных за него голосов, то каждый голос и получится «экономным».
Может быть, «Коммерсант» и стремился показать, какая рачительная и экономная у нас власть, не тратит лишнего. Да и зачем, если народ и без всяких денег так любит национального лидера. Но, возможно, и наоборот: таким образом продемонстрировано, что выборы у нас неравные и, по сути, недемократичные. Ведь Владимиру Путину, который в течение всей кампании буквально не сходил с телеэкранов, ездил по всей стране, проводил регулярные встречи в Кремле и в Сочи (естественно, не платя ни за какую аренду), избирательный фонд вообще был без всякой надобности. Знай исполняй свои президентские полномочия!
Если же посчитать все эти бюджетные расходы даже по самым средним расценкам, то и пяти избирательных фондов на них вряд ли хватит. И тогда «рейтинг голосов» распределится совсем иным образом.