Разразившийся в конце XX века кризис плавно перешёл в век XXI. Кто с негодованием, а кто и рабской покорностью – все мы ощущаем его последствия: постоянное повышение цен на продукты и товары народного потребления, на коммунальные услуги и проезд в транспорте, на лечение, обучение и многое другое. С каждым годом уровень жизни населения неуклонно снижается.
Трудно назвать такую отрасль хозяйства, которая не испытывала бы последствий нынешнего коллапса. Удорожание жизни заставляет нас придерживаться режима экономии на всём, будь то потребление продуктов питания, пользование благами цивилизации или посещение культурных мероприятий, театров, музеев, выставок.
В советское время был провозглашён лозунг «Экономика должна быть экономной», он призывал нас бережно относиться ко всему, что составляло наше народное богатство в культуре, в хозяйствовании, в пользовании жилищными удобствами, в экономии своего и чужого времени.
Нынче же такая экономика рассматривается как нечто архаичное, пережиток прошлого. С бездумного разбазаривания советского наследства нынешними хозяевами жизни в корне поменялось и отношение к современной действительности. Истинно русская поговорка «Копейка рубль бережёт» стала анахронизмом и потеряла всякий смысл.
То же самое можно сказать и о времени. Хоть и не было поговорки «Секунда час бережёт», но выражение «Не теряй ни минуты» было в своё время актуальным. Если пренебречь пресловутыми очередями в магазинах за покупками, то в целом наше поколение свободное время проводило с пользой для ума, физического здоровья, нравственного и культурного развития. Нынче же, чтобы решить какую-ту проблему, добиться какого-либо разрешения, нужно получить столько бумаг – квитанций, справок, предписаний, что диву даешься, как только чиновники бумажных профессий ещё не утонули в рукотворном бумажном море. Наверное, потому такой трагедии не произошло, что большая часть продукции наших «а-б-в-г-д-ж-з-э-комов в скором времени оказывается в мусорном ящике, откуда она разлетается по улицам наших сёл и городов. Чем менее значительна та или иная продукция бумажного волокитства, тем выше в воздухе пролетает она над нашими головами.
Самыми продуктивными в сфере бумаготоворчества являются, конечно, наши администрации различного уровня, а также офисы различных ООО, бухгалтерии организаций и предприятий. Именно в этих стенах родилась поговорка «Без бумажки – ты букашка». И мы смиряемся с этим «национальным бедствием», послушно шагая от одной двери к другой, послушно исполняя особую, озвученную в своё время Аркадием Райкиным «Дайте мне справку о том, что мне нужна другая справка». Кажется, только медикам и учителям не требуется такая погоня за «бумажным идолом».
Их дело - лечить людей и обучать детей - не должно требовать такой канцелярщины. Может, медикам «бумагописание» в какой-то степени и целесообразно (без постоянных наблюдений за здоровьем пациентов, проведения различных процедур и письменного занесения всего этого в историю болезни невозможно сформировать полную картину течения болезни и назначить правильное лечение). Но что касается педагогов, то тут «бумажный круговорот» взял верх над такими процессами, как воспитание и обучение детей. Если в средней школе по всем учебным предметам имеются программы обучения, по которым учителя составляют свои поурочные и календарные планы, то в таком образовательном учреждении, как школа искусств №7 (с. Началово Приволжского района), никаких таких планов, методических книг, пособий и учебников нет. Учителя по прикладному искусству, например, должны для каждого урока составлять план, никакими учебными пособиями не пользуясь, а в качестве наглядности используются работы более старших учеников. В общем, учителю приходится вариться в собственном соку, не надеясь на помощь руководства школы.
Вместо того, чтобы больше внимания уделять ребёнку в лепке какого-нибудь изделия из глины или в нанизывании бисера, преподаватель вынужден писать и по нескольку раз переделывать свои поурочные и квартальные планы! То завуч или директор школы заявит, что использованы прошлогодние планы, то эти планы должны быть напечатаны, а не написаны от руки, то ксерокопии не принимаются. При этом о творческом подходе к обучению нет и речи. Сами преподаватели сознают, что творческое обучение не может быть уложено в какие-либо рамки, оно всегда предполагает элементы неожиданно возникшей мысли, которая не может быть заранее отражена в плане.
Придирками по поводу учебных планов пожилую женщину-преподавателя, более тридцати лет отдавшую работе с детьми, обучая их к искусству керамики, дирекция школы довела до болезненного состояния. Учительница эта пользуется большим уважением у детей и их родителей; работы её воспитанников демонстрируются на различных выставках, где удостаиваются призовых мест и грамот, и дети с увлечением занимаются в классе этой учительницы. Кажется, в данной сфере обучения нужны планы краткие, организационный момент у всех групп учащихся одинаковый, так зачем повторять это из урока в урок и отражать в планах? Преподаватель должен больше находиться возле каждого ученика, где, поправляя вылепленное им изделие, а где, советуя, как вылепить его лучше. Кроме того, много времени уделяется процессу обжига, который преподаватель сама должна контролировать.
Я помню, что к учителям, имеющим большой стаж работы, хорошие успехи в обучении детей, относились более лояльно в требованиях к составлению учебных планов, и методисты районо, и директор школы при проведении открытых уроков у таких учителей не делали акцент на то, в какой форме написан план, каких указаний и инструкций он должен придерживаться. Самое главное, что отмечалось при разборе урока, это хорошо проведённый и усвоенный учащимися урок. Один заведующий районо коротко и ясно характеризовал проведённый открытый урок: «Урок нормальный, план формальный», памятуя о том, сколько сил, здоровья, и нервов требует работа учителя в школе. В случае же с нашей учительницей прикладного искусства бывали моменты, когда дирекция школы до слёз доводила своими придирками к планам работы. Где уж тут думать о том, сколько времени потрачено учителем на написание, на неоднократное исправление этих планов. Ведь о работе учителя судят не по тому, насколько идеально составлен план обучения, а в первую очередь по тому, насколько учитель смог привить ученикам любовь к своему предмету, каковы результаты этой работы.
Не привыкло начальство ценить время своих подчинённых. А сколько бумаги потрачено при этом? Все эти планы, в которые учитель во время урока редко заглядывает или не заглядывает вовсе, оказывались, в конечном счёте, в мусорной корзине. Чему может научить Заслуженного учителя такая требовательность буквоеда? Эта требовательность превращается в обыкновенный терроризм, хоть и бумажный. Мол, не нравится то, что мы требуем – увольняйтесь: свято место пусто не бывает.
P.S. Многое в нашем государстве стало недоступным для рядового потребителя: продукты питания, приобретение жилья, доступность обучения в вузах, культурно-эстетическое образование. Только дефицита бумаги у нас никогда не было. Многие производства пришли в упадок, разорились; эпоха их возрождения продвигается с трудом и скрипом. Только производство бумаги не испытывало упадка, её всегда производилось много, и даже глобальные лесные пожары не сократили бумажного производства. А посему, бумажный терроризм набирает обороты и будет развиваться и процветать.