Хожу на правах призера конкурса рецензий на спектакли Астраханского драматического театра и всё больше убеждаюсь в том, что наиболее удачные из них – это постановки классических произведений. Современность же оставляет желать лучшего.
Яркий пример – спектакль «Я встретил Вас», состоящий из двух частей. Первая часть – постановка комедии Ивана Сергеевича Тургенева «Провинциалка», вторая - «Провинциалы» по пьесе современного драматурга Галины Лавриненко «Мишура».
Спектакль идет не в зале, а в театральной гостиной, где в несколько рядов расставлены стулья. Действие, таким образом, разворачивается в непосредственной близости от зрителей. И контакт актеров и зрителей создается более тесный, чем в обычных условиях. Минус в том, что хорошо всё увидеть можно лишь сидя в первом ряду.
В первой части всё на высоте. Занимательно, остроумно, динамично. Героиня пьесы, жена уездного чиновника Ступендьева Дарья Ивановна (Екатерина Спирина), мучимая провинциальным комплексом, пытается использовать своего старого обожателя графа Валерьяна Николаевича Любина (Евгений Григорьев) для того, чтобы тот перевел ее мужа (Александр Ганнусенко) на службу в Петербург. И создает на этом пути множество комичных ситуаций.
Хотя в этой игре важен именно результат, в конечном счете возникает вопрос: так ли уж становится желаем этот результат после обнажения сущности тех (вернее, той), кто всё это замыслил? Ведь романтический (и как оказалось, далекий от реальности) образ былой любви графа сдувается до уровня «провинциалки».
В спектакле много музыки, смеха и бурных эмоций. Екатерина Спирина поет и играет на пианино, а граф - так просто вылитый дворянин XIX века! Так что первая часть выше всех похвал.
Чего не скажешь о второй, просто притянутой за уши к тургеневской пьесе. Создатели спектакля попробовали перекинуть мостик из века давно минувшего в век нынешний. Но пьесу для этого выбрали, скажем так, не самую удачную. Может быть, она и была написана специально для этого. Но написана явно на скорую руку и потому выглядит происходящее на сцене неубедительно, несмешно и неумно.
Молоденькая девушка, ставшая когда-то «жертвой» коварного обольстителя, а после превратившаяся в корыстную стервозину, аборт с печальными последствиями, замужество за богатеньким жлобом – всё уже где-то было, быть может, в каком-то сериале про российскую «жизнь».
Ну, а неоднократно повторяемые героями словечки типа «сучка» и «жопа» и вовсе режут слух после Тургенева и ставят зрителя, пришедшего в театр явно не за этим, в неловкое положение: то ли смеяться ему, то ли возмущаться…
Всё происходящее на сцене выглядит и впрямь, как мишура (так и называется пьеса в оригинале). Только мишуру эту как будто бы напихали зрителю в рот, и вот-вот с ним может произойти нечто неприятное.
Хотя и здесь актеры (а главные роли играют те же) старались. И зрительские аплодисменты вполне заслужили.