7 Ноября , когда власть почему-то решила вместо Дня революции навязать народу День Победы-2, с большим удовольствием посмотрел на канале ОТР советский фильм 1970 года «Красная площадь».
Фильм собственно о зарождении РККА. В центре картины - взаимоотношения двух главных героев - комиссара Амелина и бывшего царского офицера Кутасова, ставшего впоследствии красным начдивом.
И вот на что я обратил внимание. Вторая часть фильма - это точь-в-точь «Батальоны просят огня», только времен Гражданской войны. Кутасов, дабы начать неожиданное наступление против Колчака и прорвать фронт, разрабатывает обманный манёвр. Пускает бронепоезд по мосту к позициям белых, а основное наступление планирует развернуть на другом участке фронта.
Цель проста и понятна: отвлечь белых на бронепоезд, создать у них впечатление того, что именно там красные попытаются прорвать фронт, оттянуть туда их основные силы, а наступление начать в другом месте.
Именно такой приказ получил в 1943 году бондаревский комдив Иверзев. И вот в чем разница между фильмами.
Кутасов заранее знает, что никто назад не вернется, что бронепоезд вместе со всеми бойцами будет уничтожен. Но так надо! И другого плана нет. На войне как на войне.
Иверзев, напротив, мучается, сомневается, переживает по поводу полученного им приказа, который он, разумеется, не может не выполнить. Надеется на подкрепление и поддержку авиации. И всё равно в конечном счёте получает плевок в лицо от капитана Ермакова, выведшего из немецкого котла нескольких бойцов: «Я не могу считать Вас офицером и человеком!» Хотя почему? Он ведь только выполнял приказ командования, ведь «такая сложилась обстановка».
В «Красной площади» чудом спасается лишь получающий контузию Амелин. И больше никто! Кутасов же, если и переживает по этому поводу, то лишь внутренне, не показывая никому своих эмоций. Никакой драмы в произошедшем никто, кроме жены Кутасова, не видит.
Подчиненные ему командиры лишь выражают своё восхищение проведенной военной операцией: «Как по учебнику».
В «Батальонах» же всё произошедшее - глубокая драма: и для Иверзева, и для Ермакова. И взявший было его под арест Иверзев, в конце концов, после освобождения Днепрова, представляет Ермакова к награде.
Может быть, в этом и есть разница между бывшим царским офицером (хотя и перешедшим на сторону Красной Армии) и офицером советским: для одних бойцы - лишь пешки в большой военной игре, для других - всё-таки живые люди, свои, из таких же рабочих и крестьян, как и сами командиры.
Понимаю, что в истории было немножко не так, как в фильмах. Но разница в художественных образах героев Гражданской и Отечественной именно в этом. И в зрительском (и читательском) их восприятии.