С первых дней войны большинство наших промышленных предприятий было переключено на выпуск оборонной продукции.
На заводе им. Х годовщины Октября стали производить мины и аэросани; на рыбоконсервно-холодильном комбинате им. Микояна – ружейно-противотанковые гранаты; на ликёро-водочном заводе - горючую противотанковую смесь; на судоремонтных заводах строили бронекатера, пароходы и баржи оборудовали площадками для зенитной артиллерии. Завод им. Урицкого изготавливал ранцевые огнемёты; завод им. Сталина – узлы подводных лодок, запчасти к грузовикам ЗИС – 5; завод им III Интернационала – лодки – волокуши; Морской судостроительный завод – подводные лодки «Малютка», «Щука», крупнокалиберные снаряды; особые армейские заказы выполняли швейные и обувные фабрики, многочисленные артели.
На некоторых астраханских предприятиях разместили и наладили работу заводов, эвакуированных с оккупированных территорий: Одесской табачной фабрики, Перекопского химзавода, Гомельского шубного завода.
Но это не снимало с предприятий обязанности выпускать ту продукцию, которую они производили до войны, причём в ещё больших размерах.
Чтобы справиться с этими задачами в условиях, когда часть квалифицированных рабочих – мужчин ушла на фронт, требовалось огромное напряжение.
11.09.1941 г. бюро окружкома ВКП (б) приняло постановление «О вовлечении женщин в производство на смену ушедшим на фронт мужчинам». На каждом предприятии развернулась сеть курсов и индивидуальное ученичество по обучению работниц, занятых на второстепенных и подсобных работах, профессиям токарей, слесарей, электриков, способных работниц из низшего разряда переводили в высший, стимулируя быстрейшее овладение специальностью.
В исключительно сложных условиях пришлось работать судоремонтным заводам. Прифронтовая обстановка, частые налёты фашистской авиации вынудили рассредоточить флот и ремонтировать его во многих отстойных пунктах в самых неблагоприятных условиях.
По плану на заводе им. Ленина баржу «Свияга» нужно было отремонтировать за 2,5 месяца. Но заводчане справились за 30 дней, сэкономив 3 тонны заклёпок, 13 тонн листового металла и много других материалов.
В сокращённые сроки были отремонтированы баржа «Амазонка», теплоходы «Калмык», «Андреев», «Манычстрой».
Этот же завод получил срочный заказ на изготовление сложных деталей.
Работая по 18-20 часов в сутки, рабочие и инженеры вначале своими силами отремонтировали три бездействовавших станка, изготовили инструмент, организовали сбор металлолома для производства этих деталей и выполнили задание в срок.
В 1942 г. завод им. Ленина бомбили. Были повреждены многие цеха, уничтожено более 60% жилой площади рабочего посёлка. Коллектив дружно взялся за восстановление разрушенного и не только полностью всё восстановил, но и смонтировал в механическом, инструментальном, литейном цехах новейшие, высокопроизводительные, уникальные станки.
На судостроительных заводах создавались бригады по ремонту затонувших кораблей. Это положительно сказалось на улучшении работы морского и речного флота.
Изо дня в день росло число стахановцев, ударников, рационализаторов. До 60 % рабочих выполняли нормы на 150-300 %, а то и больше. Рабочий кузнечного цеха завода им. Урицкого З.М. Зельбухаров работал на два горна и систематически выполнял норму на 480%.
Неоднократно наши предприятия выходили победителями во Всесоюзных социалистических соревнованиях, их успехи отмечал Государственный Комитет Обороны, отраслевые наркоматы. В 1944 г. коллектив судоверфи им. Кирова награждён переходящим Красным знаменем и премией в 225 тысяч рублей. В 1943 г. переходящее Красное знамя получил завод им. III Интернационала и премию 70 тысяч рублей. В 1945 г. переходящее Красное знамя вручено коллективу солепромысла «Баскунчак». Подобных примеров много.
Без героического тыла не было бы, не могло быть блистательных побед Красной Армии – освободительницы.
«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».