- Продолжаем читать ваши эсэмэски. «Здравствуй, любимое радио! Скоро пятница. Живу только планами на выходные…» «… скоро отпуск! Еду на море. Ух, и оторвусь же там!»
Лента событий социальных сетей, мотиваторы-демотиваторы: пятница, скоро пятница. Статусы пользователей: «Скорей бы выходные», «Ура! Наконец-то отпуск!»
Труд ценится только как этап на пути отдыха, как средство достижения отдыха. Интересно, каково же эмоциональное состояние тех, кто уже в среду начинает жить планами на выходные, когда они выходят на работу в понедельник? Или еще печальней – когда заканчивается отпуск? Наверное, на грани суицида.
«Сегодня меня так жестко-жестко поимели на работе, ну, как обычно у нас», - с блеском в глазах рассказывает молодая-немолодая собеседница. В качестве мотивации к труду здесь «сексуальное» насилие. «Утром, как получила пенделюшек, так сразу работать начала, как пчелка», - объясняет свою мотивацию другая. В ее организации, как видно, насилие «физическое» предпочтительнее «сексуального». Интересно, кто из них получил большее удовольствие от процесса принуждения к труду?
Занятно, но никто из вышеперечисленных индивидов не против системы, где тебя жестко имеют, а пятницы надо ждать, как манны небесной. «Чтобы чего-то добиться, надо работать. А как иначе?» - то и дело слышишь от них же. Зачастую они по уши в кредитах, поэтому бунт против начальства невозможен в принципе. Не говоря уже о бунте против системы труда и капитала. Массированно вбрасываемая через все возможные каналы реклама делает из людей рабов вещей, а сами люди лишаются воли к сопротивлению. «Надо работать, надо больше и лучше работать».
Нелюбовь к работе во многом связана с тем, что человек не видит и не понимает значимости своего труда. Миллионы людей, сидящих в офисах, оборудованных компьютером и телефоном, с помощью которых что-то кому-то пытаются всучить, могли бы запросто прекратить свою работу, и жизнь бы после этого не остановилась. Единственным стимулом к труду остаются деньги, а их, как известно, никогда не бывает много. Излишне говорить, что в буржуазном обществе трудовые усилия напрямую никак не связаны с увеличением твоего дохода. Проще говоря, больше всего денег получают совсем не те, кто много работает. Как раз наоборот.
Уже несколько тысячелетий жизнь человека связана с трудом – тяжелым, изнурительным трудом для собственного пропитания. Как только не стало хватать продуктов, получаемых человеком посредством охоты и собирательства, возникало земледелие и скотоводство. Теперь для того, чтобы наесться, человеку нужно было не просто пойти в лес, убить дичь и собрать плоды, теперь человек встал на путь систематического труда. Это давало ему стабильность, но постепенно лишало свободы. В конце концов, часть людей, которая оказалась наделена властью и стала обладать собственностью, освободилась от необходимости трудиться. Но потребность в труде осталась. И после этого для большинства людей труд стал каторгой. Каторгой он является и сейчас.
Отличался ли характер труда при социализме? Думаю, что да. Но лишь в определенный промежуток исторического времени. Воспетые поздним Маяковским рабочие – строители Кузнецка – на самом деле работали не за деньги, а во имя построения нового мира. Трудовой энтузиазм – вот главный источник форсированной Сталиным индустриализации 30-х, а вовсе не раскулачивание, вывоз культурных ценностей или труд заключенных. Без этого энтузиазма, без веры в построение желанного светлого будущего, казавшегося таким близким, процесс бы не пошел. Как невозможно было бы и восстановить лежащую в руинах страну после Великой войны.
Ситуация стала меняться после смерти Сталина. Целью трудовой деятельности стало провозглашаться все больше удовлетворение возросших потребностей людей. Пытаясь «догнать и перегнать Америку», социалистическое общество потеряло нравственные ориентиры. Материальный фактор стал играть все большую роль в системе ценностей человека. А Запад со стороны казался краше и лучше. Появилась так называемая советская «буржуазия», в том числе и в партии. Коммунистическая пропаганда становилась все более унылой и неубедительной. Народ стал терять веру. И, в конце концов, с подачи все той же обуржуазившейся партийной верхушки угробил свой дом. И оказался в сегодняшнем рабстве.
Вот уже не знаю, что лучше – прямое распределение товаров, как в трижды проклятой и обсмеянной апологетами рынка и демократии Северной Корее, или рабский труд на чужого дядю, который время от времени тебя имеет и может запросто дать коленом под зад? Впрочем, современный человек никогда не признает факта собственного порабощения, подобно тому, как алкоголик не признает себя алкоголиком, а сумасшедший сумасшедшим: просто надо работать лучше.
Работа в Освенциме, вопреки лозунгу на его воротах, НИКОГО не сделала свободным. Хотя многие, наверное, попадая туда, верили в возможность освобождения. Но осуществлялось оно лишь путем перехода в мир иной – действительно свободный от эксплуатации и рабства, жестокости и боли.
Возможно, чтобы труд был свободным и приносил моральное удовлетворение, жизнь и пропитание конкретного человека не должны быть напрямую связаны с результатами его конкретного труда.
Понадобится не одно столетие (а то и тысячелетие), прежде чем труд станет на самом деле приносить радость и счастье. Несколько десятков, а то и сотен поколений землян должны будут впитать в себя иные моральные ценности, очищенные от пережитков рабских эпох. Но государство будущего может сделать первый шаг в этом направлении, начав прямое и равное распределение имеющихся ресурсов (доходов от них) среди своих сограждан. Какую-то часть людей это, без сомнения, развратит. Но время избавится о них по мере воспитательной работы с остальной частью общества. Индивидуалист-собственник, живущий в свое удовольствие, постепенно станет изгоем общества, и его потомки начнут мыслить иначе. Человек будущего должен будет понять, что развитие человечества важнее потребления. Что это вопрос существования всей человеческой цивилизации.
Описывая коммунистическое (уже безгосударственное) общество будущего в романе «Туманность Андромеды», русский гений Иван Ефремов писал: «Труд в полную меру сил, только творческий, соответствующий врождённым способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся — вот что нужно человеку…»
Уничтожение частной собственности, а в перспективе и самого государства, научно-технический прогресс, оптимизация использования имеющихся ресурсов, облагораживание человека путем духовного воспитания, усвоение им высоких морально-этических ценностей, преодоление индивидуализма, а главное – наличие светлой, пусть даже и недостижимой в ближайшее историческое время цели – вот путь к освобождению труда.
«Утопия!» - воскликнет какой-нибудь звонко голосящий интеллектуальный петушок. Кто знает… Но мне она дороже, чем чемоданы ваших прагматических знаний, постигаемых за колючей проволокой концлагеря.
Александр ТОКАРЕВ
*Труд делает свободным
(нем.) – надпись на воротах концлагеря в Освенциме