Решительный настрой российского парламента дать достойный ответ на введение иностранными государствами санкций против России вылился в декларацию о намерениях. Так можно оценить принятый 15 мая Госдумой в первом чтении законопроект, название которого вызывает чувство горечи за великий, могучий русский язык: «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и (или) иных иностранных государств».
Замахнувшись, парламентарии лишь озадаченно почесали затылок: а вдруг расчёт окажется неверным и удар по обидчикам рикошетом отлетит самим же в лоб. Поэтому депутатский корпус, первоначально расписав возможные ограничительные меры, теперь решил отдать этот вопрос на усмотрение президента и правительства, заявив, что ко второму чтению ни отрасли, ни товары, ни услуги в законопроекте упоминаться не будут. Меры воздействия, заметили парламентарии, должны определяться складывающейся обстановкой, и президенту с правительством виднее, какие гайки следует закрутить. Госдума же со своей стороны готова предоставить сформированные совместно с экспертами конкретные предложения.
Подписанный руководителями всех фракций законопроект получил единогласную поддержку палаты. Одновременно с ним Госдума приняла в первом чтении и поправки в УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от делового сотрудничества с компаниями и физическими лицами, подпавшими под санкции, а также за действия, которые помогают западным правительствам в составлении всевозможных санкционных списков. За эти преступления, которые классифицируются как преступления средней тяжести, предполагается установить наказание в виде штрафа до шестисот и пятисот тысяч рублей соответственно, либо ограничения или лишения свободы на срок до четырёх и трёх лет соответственно, либо принудительных работ на срок до четырёх и трёх лет соответственно.
Оба законопроекта вызвали, как принято говорить, широкую дискуссию. Некоторые депутаты недоумевали: зачем нужен такой рамочный закон, каким получается закон о контрсанкциях, если и сейчас президенту и правительству ничто не мешает показать западным странам кузькину мать. В мировом ВВП Россия занимает 3,7 процента, США — 27, и вряд ли наша страна может сильно «укусить» Соединённые Штаты своими процентами, заметил Николай Арефьев. А уголовными санкциями можно вообще наказать вместо чужой свою экономику, полагает он.
Александр Кравец видит изъян законопроекта об уголовной ответственности за наводку по введению против нашей страны санкций в том, что «те, кто продал Родину за пачку печенья и банку варенья, останутся при своих интересах, поскольку закон обратной силы не имеет».
Николая Осадчего положение законопроекта (которое, впрочем, во втором чтении будет исключено) о введении запрета или ограничения на привлечение к трудовой деятельности в России граждан США и иных иностранных государств навело на мысль рассмотреть эту проблему с другой стороны, поставив заслон утечке наших мозгов. Ежегодно из России уезжают от 50 до 100 тысяч человек, из них примерно 40 процентов — это люди с высшим образованием, специалисты высокой квалификации. Тем самым нашей экономике наносится большой ущерб, а западные державы остаются в выигрыше.
Особенно встревожил депутатов возможный запрет или ограничение ввоза лекарственных препаратов. Ведь все попытки импортозамещения в этой отрасли закончились пшиком. Даже первый заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия» Андрей Исаев вынужден был признать: «Работа по импортозамещению велась крайне плохо». Куда же уходили огромные бюджетные средства, которые вкладывались в программы импортозамещения? — недоумевала Вера Ганзя.
Выступивший от фракции Компартии заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин подчеркнул, что с политической точки зрения закон о контрсанкциях очень правильный. Важно только, заметил депутат, чтобы он не оказался лишь выпуском пара, а стал системным решением, способствующим укреплению экономики, независимости и суверенитета России.
Сегодня главная опасность — зависимость ключевых отраслей российской экономики от иностранного капитала, убеждён Владимир Кашин. При этом позиции иностранного капитала в российской экономике после начала экономических санкций против нашей страны не только не ослабли, но даже укрепились. Например, уставный капитал компаний с иностранным участием за пять лет (по сравнению с досанкционным периодом) вырос более чем на 30 процентов. Доля же самих таких компаний в российской экономике также приближается к этой цифре, а в отдельных отраслях она достигает 70—90 процентов! За те же пять лет компании с иностранным участием нарастили своё присутствие в нашей экономике по объёму продаж с 34 до 46 процентов. Особенно значительны их позиции в торговле, пищевой промышленности, добыче природных ресурсов и лесной промышленности. Депутат выразил надежду, что правительство подготовит «дорожные карты» по реализации отраслевых контрмер, содержащие просчитанные оценки социально-экономических последствий их введения, а также этапы реализации и прогнозируемый экономический эффект. «Введение антисанкций потребует выхода России из ВТО… КПРФ внесла законопроект о выходе из ВТО, надо его незамедлительно принимать», — подытожил своё выступление Владимир Кашин.
На антисанкционном законе редактирование Уголовного кодекса не закончилось. Палата приняла поправки в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за самовольное подключение к нефте- и газопроводам, совершённое лицом, ранее наказанным за такое же правонарушение в административном порядке. С резкой критикой этого законопроекта выступил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков.
С кем мы собираемся бороться? — задал вопрос депутатскому корпусу Юрий Петрович. И сам же ответил: это владельцы дач на шести сотках, жители сёл и деревень с нищенским доходом. Нередко возникают такие ситуации, когда у людей отключают газ за неуплату, а они подключаются самовольно. За это в КоАП предусмотрен штраф, максимальный размер которого для граждан составляет 15 тысяч рублей, а для должностных лиц — 80 тысяч рублей. Теперь, если человек повторно будет пойман за руку, ему грозит наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. «Зачем втягивать этих несчастных в уголовный процесс, когда можно предусмотреть за повторный случай более суровую административную ответственность?» — возмущался депутат. По большому счёту, предложенные меры вносят беспорядок в Уголовный кодекс, считает он. Ведь деяние не меняет своей общественной опасности, совершено оно один раз или второй. Почему же сначала оно подпадает под действие Административного кодекса, а потом — Уголовного. Госдума уже в десятый раз собирается ввести в УК административную преюдицию, что само по себе беззаконие, подчеркнул парламентарий.
В часе заявлений по актуальным вопросам Олег Смолин высказал свою точку зрения, основанную на выводах серьёзных экономистов, что же является ключом к развитию экономики и модернизации страны. По мнению депутата, это человеческий потенциал, который при правильной экономической и социальной политике превращается в человеческий капитал. Депутат напомнил, чего удалось достичь монетаристскими методами. В 2008—2013 годах так называемый экономический рост составил 1,2 процента, затем четыре года подряд было падение на 0,2 процента. Россия развивалась медленнее даже слаборазвитых стран. Блажен, кто верует, что те же люди в правительстве, которые десять лет обеспечивали стагнацию, смогут обеспечить экономический прорыв, заметил Олег Смолин.
Среди главных факторов развития рыночной экономики — дешёвые кредиты и платёжеспособный спрос, так что призывы к бизнесу инвестировать в экономику останутся гласом вопиющего в пустыне, если не изменится социальная политика, возвратился депутат к основному постулату своего выступления. Он на цифрах показал, насколько высока в России степень эксплуатации труда. Доля зарплаты работника в нашей стране составляет 25—30 процентов от того, что он создаёт, а в социальных государствах Европы этот показатель — 55—60 процентов. Имея дешёвую рабочую силу, бизнес не станет внедрять новейшие технологические достижения. С низкой зарплаты человек уходит на такую же низкую пенсию. При этом, как известно, пенсии работающим не индексируются с 2016 года. В итоге работающий пенсионер получает при прочих равных условиях на 22,5 процента меньше, чем неработающий. Социальный результат всего этого — бедность, а экономический — низкий платёжеспособный спрос, который тормозит развитие отечественного производства. Но один из самых больших механизмов торможения — это повышение пенсионного возраста, уверен Олег Смолин. Он заявил, что фракция КПРФ вносит законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста до 2030 года.