15 апреля в Астраханском драматическом театре состоялась долгожданная премьера спектакля «Анна Каренина». Спектакль – яркое подтверждение не только того, что классика вечна и всегда интересна, но и того, что классику в нашем театре ставят на весьма высоком уровне.
«Анна Каренина» - это ведь целые пласты жизни дворянского общества второй половины XIX века. Поставить роман Льва Толстого на сцене – задача не из легких. Настолько широка и многогранна книга. Но несмотря на сложность задачи, создатели спектакля с ней справились.
Сам спектакль – это несколько сцен из романа. Режиссер спектакля, художественный руководитель театра Станислав Таюшев, не стал превращать роман в пьесу. На протяжении всего спектакля звучит авторский текст. Три дамы и один господин комментируют словами Толстого происходящее на сцене. Причем каждая из дам делает это в своей тональности: нейтрально, насмешливо-резко или же сочувственно-проникновенно. Благодаря вкраплению текста достигается определенная цельность восприятия происходящего на сцене, а извлеченные из книги сцены связываются в единое целое.
Интересно, что у читающих текст актеров есть и собственные роли. Это Долли Облонская (Александра Костина), Бетси Тверская (Екатерина Спирина) и Лидия Ивановна (Наталья Вавилина). Актер Максим Симаков, также читающий авторский текст, сыграл еще и роль Стивы Облонского.
Все актёры, безусловно, справились со своими ролями. Исполнитель роли маленького Сережи Богдан Матвеев, прочитавший наизусть стихотворение Пушкина, сразу же заслужил зрительские аплодисменты. Александру Ишутину удалось передать натуру Вронского – человека хорошего, но неглубокого, чьё нежданное проникновение в жизнь Анны эту жизнь в конечном счете и губит. Прекрасно поставлена сцена разговора Каренина и Вронского, после которого последний понимает свою ничтожность и великодушие мужа Анны, и, не выдержав своего унижения этим понимаем, пытается покончить с собой.
Но поскольку центральной линией и романа, и спектакля стала линия жизни и любви Анны Карениной, то уверенно можно сказать, что сделали этот спектакль Виолетта Власенко (Анна) и Евгений Григорьев (Алексей Александрович Каренин). Именно они заставили зрителей сопереживать героям и вновь мучить себя вопросами о том, кто из них прав и неправ, кому можно посочувствовать, а кого осудить. Думаю, что каждый зритель, не разучившийся думать, искал во время спектакля ответы на эти и другие вопросы.
Сложность актерской задачи в такой постановке, и прежде всего роли Анны Карениной, заключается в том, что хронологически спектакль охватывает собой весь роман, а сцены, из которых он состоит, порой эмоционально несхожи. В одной сцене текут слезы по щекам, в другой уже надо сохранять спокойствие.
В спектакле звучит красивая музыка, падает «снег» на трех экранах-декорациях, герои танцуют на сцене, а кое-кто из дам по- настоящему курит через мундштук.
Звуки поезда звучат еще задолго до самоубийства героини, как бы предрекая трагическую развязку. А после занавеса, за которым происходит гибель несчастной Анны, остается одно желание: встать и аплодировать.