27 декабря 1918 года - открытие Астраханского речного училища. 1930 год - Дневной водный политехникум. 1934 год - Астраханский речной техникум. 1947 год - Астраханское речное училище. 11.01.2007 года АРУ -филиал ВГАВТ.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Вода, Вода, кругом вода! Вся жизнь речника, ну а если он речник в третьем поколении, конечно связана с водой. В 1958 году Константина Михайловича Ведерникова переводят для работу на теплоход «Бородино», головное судно этой серии. Немного было на Волге таких красавцев пассажирских лайнеров. Всего 11. Это гордость российского пассажирского судостроения. Уникальное изделие Коломенского завода, раположенного на реке Оке в Подмосковье. Российская сталь, российская древесина, российские двигатели марки 15 РК, русский паровой котёл, русское электрооборудование, строили его РУССКИЕ люди. Название судна было выбрано не случайно, было преддверие 100-летия победы России над Францией, над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года.
Окончена десятилетка. До вступительных экзаменов в средние и высшие учебные заведения ещё много времени. Его можно употребить для отдыха, набора сил с целью поступления в учебные заведения высшего разряда. Самый лучший отдых на воде. С приходом в Астрахань теплохода «Бородино» выпускник средней школы переступил его комингс и попал в крепкие объятия папы и мамы. Вечером, приняв на борт пассажиров, теплоход отошёл от 17-й пристани Астраханского порта и взял курс на город Горький. Душа играла у молодого речника. Где увидишь такие рассветы, как не на Волге, где увидишь пурпурные закаты, как не на Волге, где вдохнёшь такой воздух, напоённый волжской свежестью, где встретишь таких крепких, влюблённых в свою профессию людей?! Только на нашей красавице Волге. Команда, возглавляемая капитаном Бушуевым Владимиром Ивановичем и старшим механиком Иваном Ивановичем Огурцовым, была сплочённой, дружной и глубоко профессиональной. Любой член экипажа готов был поделиться с молодым речником своими знаниями, что помогло ему правильно определиться в выборе професси водника. Вахтенные начальники разрешали (конечно, под своим неукоснительным надзором) управлять судном в ходу, подавать сигнальные гудки и отмашки. Разрешали переносить вместе с матросами грузы с берега или пристани на судно, участвовать в его разгрузке. Разрешали драить до блеска палубы, широко размахивая шваброй то вправо, то влево. Выполнял другие поручения, связанные с эксплуатацией судна.
Однако, проходя по главной палубе, взгляд непроизвольно падал через иллюминаторы машинного фонаря на главные двигатели, выглядывающие из чрева теплохода. Семья речника, как нитка за иголкой, тянулась всегда за главой семейства. Перевели папу на другой теплоход, и мы потянулись за ним. Другой тип судна, другие машины и судовое оборудование. Всё это вызывало неподдельный интерес. В процессе капитального ремонта на судне двигатели 15РК были заменены на более совершенные, тоже отечественные двигатели марки ДР 30/50. Эти двухтактные двигатели были в два раза меньше по своим размерам, но в два раза мощнее. Это вызывало неподдельный интерес. Как устроена эта машина? Почему она так послушно выполняет все команды старшего по машинно-котельному отделению? А какой восторг испытал «молодой», когда ему позволили самостоятельно, движением одной рукоятки запустить в работу агрегат мощностью в 600 лошадиных сил. Перехватывало дух от того, что можно управлять таким сложным механизмом, только надо было «немного подучиться». Сложность котлов, двигателей, насосов, километры трубопроводов, генераторов электроэнергии, стремление познать всю судовую «начинку» перетянули чашу весов в выборе будущей профессии. Я буду судовым механиком.
Настало время сдачи вступительных экзаменов в Астраханское речное училище. Август 1959 года. В городе жара под 40 градусов Цельсия. Все окна настежь. В классе разместились восемь десятков абитуриентов, желающих поступить в училище. Ребята разных возрастов и разных социальных групп. Мы, «желторотики», семнадцатилетние. Ребята, отслужившие в Советской Армии. Ребята, имеющие за плечами рабочий стаж два-три года и вечернюю школу. Конкурс составлял четыре человека на одно место. Прозвучал «колокол громкого боя». Настоящий корабельный колокол - это не школьный звонок. Начался экзамен по математике. В этот момент абитуриент Ведерников с благодарностью вспомнил школьного учителя по математике Хлынову Екатерину Николаевну. Ведь она три года с настойчивостью влюблённого человека скрупулёзно, напористо требовала от своих учеников изучения объёма школьной программы, участия в работе математического кружка, в олимпиадах и конкурсах.
Такое серьёзное отношение к математике в школе позволило будущему курсанту решить и раздать ребятам все предложенные три варианта заданий (конечно, в тайне от преподавателей комиссии), всего за 45 минут, то есть за половину, отведённого для экзаменов времени. Сдавая листок с решёнными задачами, услышал вопрос: «Молодой человек, Вы решили не сдавать экзамен?» И немало были удивлены, заглянув в листок со штампом АРУ и увидев, что задание выполнено полностью. Все вступительные экзамены были успешно сданы. Председатель мандатной комиссии Лесников Виктор Алексеевич объявил список принятых. Сердце учащённо забилось - «Я КУРСАНТ РЕЧНОГО УЧИЛИЩА»!