В марте следующего года состоятся очередные выборы президента России. Выдвижение кандидатов будет проходить в декабре-начале января, но о намерении баллотироваться уже заявили несколько претендентов.
Конечно, большинство из них – «пустышки». Амбициозные личности, использующие президентские выборы как пиар-кампанию для того, чтобы лишний раз заявить обществу о «себе любимом». Работают по олимпийскому принципу: «Главное не победа, а участие».
Лишь один из них - Алексей Навальный – имеет более-менее реальные шансы на победу. Почему? Об этом следует поговорить особо.
Я просмотрел много роликов, в которых Алексей Навальный говорит о коррупции и мерах по борьбе с ней. Впечатляет. Однако все его предложения носят структурный характер, в то время как коррупция – проблема системная. Можно ли с их помощью победить коррупцию как явление? Я считаю, что нет. Можно загнать её в «подполье», завуалировать, перевести в другой вид. Но пока существует система, коррупция будет существовать. Но именно об изменении системы Алексей Навальный не говорит ни слова.
Я помню Алексея Навального по событиям 2012 года, когда он приезжал в наш город поддержать «Астраханскую весну». Как человек он производит очень даже приятное впечатление: открытый, чуткий, всегда готовый выслушать, он ни на кого не смотрел свысока. Казалось бы, вот он - готовый лидер России, который победит заскорузлую административно-чиновничью власть, окопавшуюся в Кремле.
Но не всё так просто. Я пять лет проработал в местной администрации (2010 – 2015 гг.), и как происходят выборы, знаю не понаслышке. Отработанная методика выборов никогда не пропустит во власть (прежде всего – на высшую должность) человека, неугодного системе. Как сверху скажут, такие и будут результаты выборов. И предстоящие выборы президента 2018 года - не исключение.
Есть ли у Навального шанс стать президентом? Конечно, есть – если придёт указание сверху, что он должен победить. Для этого он должен отражать интересы власть имущих. То есть олигархических кланов, которые являются «теневой» властью в России.
Если кто-то думает, что в России правит Путин и его камарилья, то спешу их разочаровать. Они лишь ставленники настоящих правителей. А ставленников можно и поменять. Главное – сохранить систему! Впрочем, истинные правители России могут быть спокойны: системе ничего не угрожает - политические силы, выступающие за смену системы, слишком слабы, а главное – не популяризированы.
Итак, реальная власть в России принадлежит олигархическим кланам. Это 200 – 300 семей, присвоивших в своё время (в «лихие» 90-е) более 80% национального богатства страны. У них своя жизнь, свои интересы, свои амбиции, о которых нам, простым россиянам, знать не обязательно. Нас оболванивают теми политическими шоу, которые называются «демократическими институтами», а мы искренне верим, что судьба страны зависит от нашего голосования на выборах.
В 90-е годы была потребность в Б.Н. Ельцине. Пусть пьяница, так тем и лучше: разграбление страны и формирование класса олигархов шло полным ходом, и «президент-алкоголик» был для этого весьма кстати. Выборы 1996 года показали, какую реальную силу имеет власть больших денег. Тогда новоявленный российский олигархат за несколько месяцев поднял рейтинг Ельцина с нескольких процентов до более пятидесяти. И всё потому, что Ельцин был им тогда нужен.
Но в конце 90-х надобность в нём отпала. Ельцин сделал своё дело, Ельцин должен был уйти! Эпоха присвоения богатств под шумок развала государства закончилась. У олигархов возникла потребность в сохранении государства, поскольку дальнейший её развал начинал угрожать его состояниям. В сильной и стабильной стране олигархом быть намного привлекательней, чем в слабой и разваливающейся. Появилась потребность в сильном лидере страны. И сделали ставку на Путина.
Конечно, единства в стане олигархов не было, ведь приходилось жертвовать своей значимостью в политической жизни страны. А главное – допустить к власти силы, опирающиеся на спецслужбы. Победила та часть олигархата, которая считала, что лучше пожертвовать малым, чем потерять всё награбленное «непосильным трудом».
Путин со своей задачей справился. Государственность была укреплена, развал страны прекратился, олигархат сохранил награбленное. Но вот прошло 18 лет. Путин и его «дружки» вольготно сидят во власти, а разросшиеся коррупционные схемы по своей капитализации уже сравнимы с олигархическим капиталом. Разжиревшее у «государственной кормушки» чиновничество со временем потребует сначала легитимизации своих богатств, а затем попытается вытеснить российский олигархат из ниши «власть имущих».
Как видим, коррупция уже «достала» не только простых россиян, но и олигархов. И здесь складывается парадоксальная историческая ситуация, когда интересы олигархов и простого народа сходятся.
«Золотые времена», когда олигархам и путинской «братве» делить было нечего, закончились. Противоречия между «власть имущими» (олигархическими кланами) и «власть предержащими» (коррумпированным чиновничеством) начали обостряться. Путин слишком много о себе возомнил, он вышел из подчинения. Часть олигархата ищет ему замену. И новый лидер есть!
Неслучайно Алексей Навальный в своей программе делает упор именно на борьбу с коррупцией. Это очень удобная позиция – можно особо не заниматься экономическими и другими проблемами, прикрыв их лозунгами и громкими словами.
Мне скажут, что у Навального есть очень хорошая экономическая программа. Есть, но она недееспособная. По сути – это набор намерений и общих фраз, направленных на реорганизацию некоторых структур существующей либеральной системы. А перестраивать-то надо систему!
Для возрождения экономики России необходимо следующее.
Первое – выход из Всемирной торговой организации, чтобы иметь возможность развивать отечественную промышленность и сельское хозяйство. Членство в ВТО запрещает России создавать преференции (льготные условия) отечественным производителям без создания аналогичных условий для производителей из других стран, членов ВТО.
Второе – национализация банковской системы и введение национальной валюты (тот «рубль», который мы имеем сейчас, – это производная от доллара, а не реальный рубль). Кроме того, необходимо ограничить рынок спекулятивного капитала, а ещё лучше – избавиться от этого сектора.
Третье – национализация топливно-энергетической отрасли.
Четвёртое – реиндустриализация (создание крупных государственных предприятий в промышленности на основе плановой экономики).
Ничего этого в программе Навального нет. Мало того – высказывания его соратников говорят о прямо противоположных мерах: продолжение приватизации госсектора (передача активов в частные руки), упор на привлечение иностранных инвестиций, полномасштабное встраивание в мировую экономику.
Поэтому Навальный не представляет угрозу олигархическим кланам. Он представляет угрозу засевшей в Кремле путинской камарилье, беспардонно расхищающей бюджет России.
Итак, шансы стать следующим президентом у Навального довольно высоки. И вопрос сегодня в том, кто окажется сильнее – путинская «братва» или олигархические кланы, считающие, что Путину пора уходить? Жёсткая вертикаль чиновничьего беспредела, опирающаяся на спецслужбы и прикрывающаяся национальными интересами, или идеалы либеральной свободы, призванные скорейшему установлению на Земле Единого Государства под управлением наднационального финансового олигархата?
И если весной следующего года на выборах президента избирательные комиссии получат негласный указ сверху, что Навальный должен проиграть, то никакие митинги, пикеты, пиар-кампании, агитации, не помогут ему стать президентом. И наоборот: если будет указание, что Навальный должен победить, то он победит, даже несмотря на скептическое отношение к нему большинства граждан.
Считаете меня циником? Да, я не верю в так называемые «выборы». Я уже давно понял, что «демократические» институты – это всего лишь фикция, призванная создать иллюзию народовластия. И я не против Навального. Даже наоборот – всей душой желаю ему победы. Потому что сейчас существует противоречие между народом и властью, а его победа обострит противоречия между народом и либеральной системой. В этих условиях менять систему будет значительно легче.