Есть люди, которым всегда хочется быть на виду. Они готовы забежать вперед толпы, крикнуть сильнее других, одеть штаны на голову, лишь бы обратили внимание. Это болезнь, порок, считают одни. Есть и другое мнение: это мания, пиар для достижения определенной цели. Такие мысли мне приходят в голову, когда думаю о бывшем руководстве общества «Жолдастык».
Помню битком набитый концертный зал областной филармонии, где собрались делегаты из разных районов области на учредительное собрание. Будто слышу горячие речи молодых, рассудительные монологи степенных аксакалов. Одни ругали других, те вышли из себя. Но все говорили об одном: астраханские казахи забывают свой язык, а с потерей языка исчезает национальная идентичность.
Окрыленное предоставленной возможностью высокое собрание решило создать национальное культурное общество. Задача его: возрождение исчезающих обычаев, традиций, изучение родного языка. Так появился в расписании новый предмет. В педагогических колледжах стали готовить учителей начальных классов, в педуниверситете открыли заочное отделение. Во всех селах стали работать мечети. Была организована передача по радио и ТВ. Стали издавать газету «Ак арна».
Забегая вперед, скажу, что не все было сделано правильно, многие решения принимались скоропалительно. И все начатое заглохло, оказалось фикцией. Но тогда-то, в девяностые – начале нулевых, стояли шум и пыль до потолка. Никита Искаков, избранный председателем, не сходил с экраном ТВ, он герой газетных публикаций, он сам в постоянном движении. Вот он во главе большой делегации едет в Астану, чтобы «повернуть Казахстан лицом к России». Вот он обнимается с губернатором области, вот встречает гостей из соседней области…
Но что значит учить детей, выпускать газету? Тихая и незаметная работа. «Наш великий домбрист Курмангазы заслуживает величайшего памятника», - стали шуметь в обществе «Жолдастык». Построили мавзолей, не уступающий Гур Эмиру в Самарканде, Тадж-Махалу в Агре.
Нужен нам культурно-развлекательный центр, где мог бы отдохнуть и веселиться безработный народ! Сбылась и эта мечта казахов. «Как-то уныло смотрится столица Каспия без памятника Курмангазы», - стал твердить «энтузиаст» Н. Искаков. «Что же мы сами не догадались?» - встрепенулись в областной администрации. Астраханцы теперь имеют счастье лицезреть домбриста с инструментом и его верного коня в натуральной пропорции.
Все шло в темпе. Были и другие прожекты у Искакова. Но постепенно стал стихать шум, глуше раздавались звуки фанфар. То ли очнулись в Казахстане, то ли прозрел новый губернатор области, но мавзолей Букей-хану начали строить сами казахстанцы. Да, пора внимательным оком взглянуть на навороченное Н.С. Искаковым и администрацией области.
И мечети нужны, и памятники важны, нелишни и дворцы. Но они прямого отношения к изучению языка, возрождению обычаев и традиций не имеют. Духовность, национальная самобытность немыслимы без живого национального языка. Как сохраниться, возрождаться обычаям, традициям без пропаганды через средства массовой информации, без живого слова учителя, без пробуждения самосознания людей. «Нет на это средств», - не раз звучал ответ.
Но возникает вопрос: «Откуда взялись средства на строительно-монтажные работы, на проведение всяких показательных выступлений, на премии, издание книг?»
Недавно побывал в Алтынжаре. Как-то странно смотрится на окраине села разрекламированный межгосударственный культурно-развлекательный комплекс. Тихо там и безлюдно. Содержание не окупается и камнем висит на бюджете области.
Еще в 1994 году, комментируя отчетный доклад Н.С. Искакова, автор этих строк писал:
- Можно без сомнения утверждать, что свое положение, доверие людей Н.С. Искаков и его приближенные используют только для самоутверждения и завоевания авторитета у высоких чиновников области и соседней республики.
Близость к сильным мира сего дает определенные возможности в решении личных (корыстных) проблем.
Под шумок о народном благе не только «обожаемый» Н.С. Искаков, но и его соратники за короткое время стали банкирами, владельцам торговых центров, совладельцами производственных и коммерческих организаций.
Статья «Когда в товарищах согласия нет» была опубликована в газете «Астраханские известия» №31 (187)04.08.1994 г.
Каждый шорох в обществе «Жолдастык» раздувался «золотыми» перьями в областных СМИ. Впоследствии авторы статей в газете, передач по ТВ становились обладателями премий им. Курмангазы, учрежденной администрацией области. Да и сами деятели общества, оказывается, не лыком шиты. Взявшись за перо, каждый из них сварганил по книге. Диво не то, что написано, а то, что издано! И после этого утверждают, что нет средств на издание газеты, на передачи по ТВ.
Газета «Ак арна» - единственное связующее звено между властью и диаспорой, общественностью. Не будь её, кто бы поведал миру о её культурных, духовных запросах, о невидимых глазу изменениях в настроениях людей, о самом их существовании «Ак арна» на грани закрытия. Этого допустить нельзя. «Ак арна» - язык и голос диаспоры, составляющей одну пятую часть населения области. Сейчас тиражом в сто экземпляров она выходит на русском языке. Штат её один человек, работающий по совместительству. Хорошо ли все было продумано тогда, в начале? Конечно, нет.
Как может общественная организация издавать газету, строить мавзолеи, развлекательные центры, печатать книги, собирать граждан на различные совещания – заседания, не имея на это средств? Вопросы национально – культурного характера дожны быть в компетенции департамента культуры и образования, национальные общества могли бы участвовать в планировании определенных задач и помогать, вовлекая в работу национальную диаспору.
Общество не останется не у дел, если возьмется за решение посильных ему задач.
Для издания газеты «Ак арна» была создана полиграфическая база. Надо же с материальной пользой использовать то, что есть. Можно организовывать соединенный выпуск газеты. На коммерческих началах с публикацией произведений местных акынов, есть ученые, артисты, писатели, астраханцы живущие за пределами области, жаждущие быть известными и на малой Родине. Надо каждому из них посвятить номер.
На семейных торжествах, свадьбах, вечеринках редко услышишь родные мелодии, речи. Почему бы не издать брошюры с популярными песнями. Не остались бы лежать и плакаты, календари, буклеты с видами национальных достопримечательностей.
«Ак арна» может быть не только самоокупаемой, а процветающей.
Поскольку мавзолей Курман – Культурно-развлекательный центр, мемориальный музей – все это сосредоточено в одном месте, почему бы не превратить село Алтынжар в историко – этнографический комплекс, включить в туристический маршрут, сопроводив рекламной раскруткой. Это потянуло бы за собой возрождение народных промыслов, изготовление различных сувениров и т.д.
…В с вязи с г лобальным п отеплением трудно стало предсказывать изменения погоды. Всякие катаклизмы нас застают врасплох.
Глобализация, вызвав перемещение народов, меняет этничекий состав населения государств. Чем обернется игнорирование национально-этнических духовных проблем? Вы можете предсказать?
Государство не может быть мононациональным. Государство не может отстраниться от решения проблем национально-культурного строительства. Национальный вопрос никогда не может считаться решенным раз и навсегда.
Общество – живой организм.
Если государство решение проблем малых народов, национальных диаспор предоставляет общественным организациям, то благое дело быстро превратится в чисто коммерческое, как показывает опыт «Жолдастык».
Председателем президиума общества избран врач Ахмет Файзуллаевич Джаркемов.
Буднично – уныло прошла смена власти, как свадьба несчастной сиротинки.
Где ты, «Жолдастык»? Как вас найти, Ахмет Файзуллаевич? Позвонил недавно. Офисом оказалась небольшая комната в жилом доме по улице Фиолетова – двадцатое пристанище общества «Жолдастык». Кочевники, однако…
Х. САРБАЛАЕВ