Ещё с прошлого кризиса чиновники высшего ранга (особенно финансовые) убеждают нас, что денег у нас достаточно, чтобы пережить любой кризис. Верить ли этому?
Наши международные резервы снизились до минимума за последние 8 лет. Сейчас это $ 355 млрд. А в августе 2008 года (кризисный год) было $ 600 млрд. Тогда по объёму резервов мы занимали третье место, уступали только Китаю и Японии.
Теперь Россия на 8 месте.
Мы проедаем то, что накопили в тучные годы, когда цена за баррель нефти достигла $ 100. Резервы утекают на поддержку нашей валюты, на покрытие дефицита бюджета.
В конце прошлого года ЦБ активно вбрасывал валюту на рынок, чтобы сгладить ослабление рубля. На это потратили более $ 120 миллиардов.
Но потом решили поберечь резервы. Они все могли уйти на борьбу со спекуляциями на валютном рынке. Однако уже в этом году регулятор потратил $ 25 млрд. Частью этих денег заткнули дыру в бюджете.
Многие квалифицированные экономисты полагают, что до критической черты недалеко: впереди вторая волна ослабления рубля. Значит ЦБ снова придётся потратиться. За 2014 год резервы сократились более чем на 20 %. Копилка опустошается. Игорь Николаев, глава института стратегического анализа ФБК, считает, что примерно 250 млрд. – это порог, который нельзя переходить. В резервах должно лежать не менее полугодового объёма импорта (он у нас в настоящее время около $ 200 млрд), плюс золото в слитках. Его продают лишь в самых крайних случаях.
Выходит, наших резервов хватит на ближайшие два года. Если проедать и неприкосновенный запас, то на пять лет.
При нашей сырьевой экономике пока стоимость «чёрного золота» не достигнет хотя бы 80 долларов за баррель, расходы у нас будут превышать доходы. Разницу надо компенсировать – развивать высокотехнологичные отрасли экономики, выходить на мировой рынок с товарами высокой стоимости.
Разговоров об этом руководство России ведёт много. А конкретных дел?