Сидящий в удобном мягком кресле, пользуясь данной ему властью, ни за что не отвечающий бюрократ вертит дышлом закона, направляя его в сторону своего «Я так хочу», не помышляя о справедливости, не слыша мнения окружающих, зависимых от него людей. «Я так хочу» возникает в его сознании спонтанно, вне зависимости от указов вышестоящего над ним лица. Не влияют на него энергичные выступления руководителей страны, требующих прекратить беспредел, творимый им денно и ношно, ежечасно и даже ежесекундно. Самодурные требования возникают в его засаленном от жирной пищи мозгу, уже не способном анализировать свои прихоти. Реакции нет, есть инстинкт хамства, жажда наживы любой ценой, заматывания любого государственного дела, независимо от его значимости. Издевательство над людьми, доведение их до отчаянья, а то и до смерти поднимает ему настроение. Высокомерный взгляд бюрократа, сухой, механический разговор, сопровождаемый пренебрежительной усмешкой бездушия заставляет посетителя сначала возмутиться, затем, после произнесенных оправдательных аргументов в свою защиту, впасть в отчаяние и, обругав созданную систему в стране, уйти ни с чем, не надеясь на положительный исход своего дела. Прокручивая творимое своей властью количество причиненного людям зла, бюрократ радостно чувствует себя в семье и спит спокойно. Зато каждый случайно порадованный им посетитель, получивший удовлетворение в своих делах, болезненно отражается на настроении бюрократа дома. Он злится на окружающих его людей, плохо спит ночью, часто просыпается, ожидая скорого начала нового трудового дня, чтобы, обидев других, самому поправиться, войдя в благостную для него атмосферу грубости, хамства и полного бездушия к посетившим его клиентам.
Это случилось в декабре 2010 года, когда опечаленная солнцем зима не могла вступить в свои права хозяйки. По ночам температура не опускалась ниже нуля и моросил мелкий противный дождь, образуя грязь на улицах областного города.
Двое пожилых людей, отложив необходимую сумму денег от полученной пенсии, решили заплатить за телефоны, имеющиеся у каждого из супругов.
Телефоны не являлись инструментом развлечения, как для молодых, но были особенно необходимы на случай ухода одного из них из дома по каким-либо делам. Тогда они, нежно называя друг друга ласковыми, придуманными ими именами, беседовали между собой о том, о чем никогда бы не смогли говорить, находясь вместе, с глазу на глаз.
Шагая по мокрому асфальту, поддерживая один другого, обходя препятствия, пожилые люди потихоньку подошли к офису, оказывающему услуги населению по уплате за телефон и перечислявшие полученные деньги на лицевые счета клиентов. Вот уже знакомый поворот, широкая лестница, ведущая ко входной двери, и, наконец, приятное личико девушки – оператора. С молчаливого согласия супруги пожилой человек, присев на стоящий у стола стул, назвал номера обоих телефонов и необходимые суммы денег для внесения на каждый лицевой счет. Приятная девушка, записав номера и суммы в свой журнал, подала его клиенту для ознакомления правильности записанного и росписи, что и было сделано пожилыми супругами. Попрощавшись, они покинули офис.
Каждый знает, что переводы зачисляются быстро, в течение полутора или максимум нескольких часов. На сотовых телефонах высвечивается сумма аванса. Однако на этот раз деньги вовремя не поступили, не было их и через несколько дней. Озадачившись, пожилые люди стали думать о причине случившегося. Взглянув на номер, указанный в квитанции, они увидели, что последняя цифра 2 телефонного номера заменена на цифру 9. Ошибка произошла случайно, и никто на нее не обратил внимание. Однако она допущена, ее надо исправлять.
Пожилая пара, одевшись теплее, на следующий день вновь направилась в тот же офис.
Дул холодный северный ветер, мелкая поземка покрыла улицы, образуя гололед, идти было трудно. Поддерживая друг друга на скользких участках, ругая за невнимательность оператора и себя, проглядевших ошибку, они с трудом добрались до означенного места. Девушка-оператор без долгих рассуждений направила их в центральный городской офис, выдав товарный чек, где в графе «наименование товара» указала ошибочный номер, который следовало исправить. Настроение падало. Уверенные в быстром исправлении допущенной ошибки, быстрого перевода денег по назначению, пришли в центральный офис, горюя о причиняемых им дополнительных хлопотах.
Народу было много. Люди, обреченно поглядывая на часы, нервно занимали очередь, некоторые, немного постояв, уходили и, хотя столов для приема посетителей было несколько, они пустовали, операторы приходили, уходили, объявив технический перерыв. Прошло много времени, прежде чем пожилая пара подошла к месту оператора:
- Нам бы исправить ошибочный платеж, – сказала супруга пожилого человека, стоящего рядом, протягивая квитанцию оператору.
Зло взглянув на «недостойных ветеранов», она произнесла: «Ваш паспорт». Даже не посмотрела на протянутый ей товарный чек с круглой печатью. «Предъявите паспорт», - произнесла оператор, рассматривая лежащие на столе какие-то бумаги.
Опешившие от неожиданно возникшего препятствия, пожилые люди пытались уговорить девушку, объясняя, что об обязательном предъявлении паспорта в данном случае их никто не предупреждал, что деньги они заплатили, не предъявляя паспорта, только сообщив номер телефона. Они пытались объяснить и то, что придя второй раз в прежний офис для исправления допущенной там ошибки, с них опять никто не спрашивал документ. Они просили, чтобы такая милая девушка не гоняла их, а нашла нужные в компьютере данные и исправила допущенную ошибку.
Люди не понимали, зачем их надо было посылать в главный офис компании, а не исправить ошибку на месте. В конце концов они просили связаться с пунктом приема денег по телефону и путем взаимных переговоров решить это недоразумение. Красивая девушка была непоколебима. Произнеся множество тирад, она расстреляла «презрительным взглядом» просивших ее пожилых людей, а затем, поставив табличку «Технический перерыв», ушла.
В.А. АФАНАСЬЕВ ,
ветеран труда