Я не киноман, не критик, не искусствовед. Но думаю, человек и без специальных знаний способен мыслить.
Многое сегодня делается через кинематограф, чтобы человек не стал человеком (может, желательно, чтобы мы были неандертальцами). То, что нынешние режиссеры политизированы, - это ясно. Но остановимся на актерах. Актер, не говоря уже о гражданской ответственности, должен не только изучить свою роль, но и соответствовать ей в жизни, стать на время своим персонажем. Иначе это не роль, а бутафория.
Возьмем, к примеру, фильм «Котовский». Как хотите ругайте режиссера, но актер В. Галкин сыграл эту роль «на балалайке с оторванной струной». Актер должен знать, кого он играет. В случае с Галкиным создается впечатление, что он вообще не знал, кто такой Григорий Котовский, или не хотел знать (за знаменитым именем слава, но какая?). Он сыграл азартного подлеца без имени. Поэтому и славы эта роль ему не прибавила.
О Галкине – эпизод. Но разве кто- нибудь слышал, чтобы тот или иной актер по принципиальным соображениям отказался играть какую-нибудь роль? Они что, оловянные солдатики? Играют все, что им предложат. И нищие (как говорили в советское время) актеры становятся миллионерами. И обывателя не трогает, не возмущает все это.
Помню в 1958 году один из знаменитых солистов того времени отказался петь в Алма-Ате за 175 рублей за минуту. Его тут же сняли с репертуара, и он очень долго не появлялся на эстраде. Какой же ты народный артист?
Сейчас мы смотрим по ТВ совершенно искаженные версии произведений классиков русской и советской литературы. Неужели актеры не должны нести моральную, а может, и юридическую, ответственность за фальсификацию? Ведь за подделку документов следует наказание. Но им, по- моему, не до морали. Успеть бы сыграть, да куш получить (по нынешнему – бонус).
Смотрим мы сейчас сериалы про милицию, прокуратуру, следственные органы, не говоря уже об органах госбезопасности – диву даешься: актеры, играющие свои роли, абсолютно несведущи, не прожили ни одного дня, да что там, ни одного часа со своим героем. А ведь на восприятие зрителя в основном действует мастерство актера.
Возьмем, к примеру, советских актеров. Никита Михалков. Как он играл прощелыг и вельмож! Остался по сей день «по-правительственному» знаменитым. И актеров он подбирает под свою пробу: нет – значит, нет! А ведь вырастила его советская эпоха, которой он должен в ножки кланяться. Нашел дорожку. А вот некоторые его ровесники -нет. Они отказались от роли шутов и лизоблюдов при дворе. Примеров тому много: Вицин, Любшин, Борисов, Тихонов, Соломин.
Но вернемся к актерам. Неужели им не стыдно играть роли из-за денег или конъюнктурных соображений? Это уже не актеры, а скоморохи.
В сознание зрителя актер входит напрямую и его ответственность за воспитание молодежи действительно велика. Тем, кому дан рупор, должен чувствовать и ответственность, если он только живет на Родине и в ответ за нее, а не зарабатывает на захваченной территории.
А. КОСИЦЫН