«Да как вам сказать? – отвечает иной старосоветский человек, - разве что с политсловарем?»
На каком же тогда мировоззренческом языке свободно говорит еще сравнительно молодой постсоветский человек? Не сбиваясь при этом на марсксистскую лексику: «капитализм», «социализм» и т.д.? Ведь нельзя, отрицая или игнорируя марксистское мировоззрение, как ни в чем ни бывало, употреблять категории и понятия «ложной» или «устаревшей теории: «формация», «базис и надстройка», «производительные силы и производственные отношения» и т.п.?
Иначе говоря, постсоветский человек не знает альтернативного (марксистскому) мировоззренческого языка? Или такового и не существует, поскольку не существует и самого альтернативного марксистскому мировоззрения? И правда, ведь если бы таковое существовало, то буржуазный агитпроп давно бы прожужжал нам уши новоразработанным «измом» и славным именем его разработчика. Но таковых у класса буржуазии как не было, так и нет. Даже Гегель не в счет, поскольку Маркс «снял» его диалектический объективный идеализм своим диалектическим историческим материализмом.
Марксизм ненавистен классу буржуазии не только разоблачительной прямотой своих политэкономических посылок (частная собственность на средства производства дает «право» на присвоение прибавочной стоимости), но и своей социально-политической и культурно-цивилизационной всеохватностью, теоретическим универсализмом.
Непревзойденность марксистского универсализма не дает покоя буржуазии, ее «самым светлым умам и самым черным душам». Но беспокойство буржуазного ума, отвлекаемого марксизмом от его основного занятия (наживы!) – далеко не идейная или религиозная страсть, чтобы повторять, скажем, христианский подвиг Фомы Аквинского, посвятившего жизнь утонченно-схоластическому опровержению античного диалектического универсализма Аристотеля.
Новобуржуазной «страсти» хватило, по сути, на одно переименование современного капитализма одновременно в «постиндустриальное общество», «информационное общество», «открытое общество» (в отличие от не менее надуманного «традиционного общества») и в совсем уж философски некритичное «общество потребления»Один же «мыслитель» поспешил на этом, в своем роде «коммунистическом» капитализме поставить точку… «конца истории». Не более и не менее.
Нашлись и такие, что марксовой «общественно-экономической формации» попытались противопоставить «цивилизацию» или в широком смысле «культуру» - т.е.. в отличие от философской работы, чистую публицистику на почве неизжитых расизма, шовинизма, клерикализма, милитаризма, относительно приличного (но, опять же, надуманного) «технологизма» и т.п.
Эти «цивилизационисты-культуристы» рассматривают историю не как смену формаций, а как «войну цивилизаций» - «судьбоносную» в том смысле (или бессмыслии), что и цивилизации- победительницы неминуемо кончают упадком и гибелью.
Поразительная «глубина» философско-исторического прозрения! Достаточно посмотреть в окно на чахнущее дерево, посаженное твоими предшественниками… В подобном «прозрении» красиво написали о «закате Европы», но почему-то не спешат с выводами относительно (вечно «утренней», выходит?) Америки… Такое вот избирательное «мировоззрение», можно сказать, разового политтехнологического пользования. И все это убожество (бедный схоласт Фома!) противопоставляется марксизму в качестве мировоззренческой альтернативы!?
Не лучше обстоят дела философские, когда к марксовой «формации», вместо противопоставления, «цивилизацию» просто пристраивают. Ведь тогда на единообразное определение марксистского термина «формация» («ступень в развитии общества, характеризуемая определенным экономическим строем») приходится многообразное множество определений домарксистского термина «цивилизация». Правда марксистское определение «цивилизации» акцентируется на «культурном» («цивилизация – уровень развития материальной и духовной культуры, достигнутый на определенном этапе общественного развития при данной общественно- экономической формации»), а определение «формации» - на «экономическом». И, казалось бы, одно как раз могло бы дополнить другое, «пристроиться» к нему и тем примирить марксистов и цивилизационистов?
Ну что ж, марксистская публицистика не чурается цивилизационистской лексики, но строго теоретический марксизм не нуждается в таком дополнении, поскольку его «формация» включает в себя «экономический базис» и «культурную надстройку» («культурную» в широком смысле политики, идеологии, науки, философии, законодательства, литературы, искусства и пр.). Заметим при этом: «надстройку» - над «базисом», над «экономическим», т.е. относительно независимую (автономную) и в то же время обязанную уже своим существованием тому же «базису», «экономическому». Относительная независимость от «экономического» дает возможность «культурному» так или иначе влиять на «экономическое».
Теоретическая новизна «культурной надстройки» должна соответствовать новизне «экономического базиса». Но на практике культурная новизна новой формации сложным образом сочетается (синтезируется) с культурной стариной («цивилизацией», «традицией»), воспринимаемой марксистом-теоретиком «пережитком», анахронизмом и, напротив, воспринимаемой цивилизационистом в качестве чего-то неизученного, заданного потомкам в виде религиозно- культурного «кода», не зависимого от того, какая «формация» и какой «век» на дворе. Иначе говоря, культурная старина на первых революционных порах действительно существует на правах «пристройки», но вскоре синтезируется с «культурной надстройкой» нового «экономического базиса».
Разумеется, диалектика развития на этом не останавливается, но склонному к идеализации прошлого левопатриоту важно разъяснить, что культурная старина, эта «культурная пристройка», при предыдущей «формации» также была «культурной надстройкой» и вступила в синтез с более старинной «культурной пристройкой»… И так далее вплоть до «темных веков», настолько варварских, что, как говорится, не дай бог найти в них «наш культурный код»!
Так что не будем поддаваться цивилизационистским искушениям отвечать на переживаемую капиталистическую реставрацию неким культурным консерватизмом. Эта «гидра», повадки которой изучили Маркс и Ленин, признает (про себя) только один язык – марксистско-ленинский (пусть и несколько подзабытый).
А. СТРОЙКОВ