В своем разговоре о марксизме мы подошли к проблеме преодоления капиталистической реставрации. Почему – проблеме? Да потому, что одно дело впервые и без оглядки на прошлое свергать естественно-исторически возникший и устоявшийся капитализм, и совсем другое – избавляться от его, капитализма, искусственного подобия. Иначе говоря, стрелять по воробьям реставрации из пушек новой революции означало бы расходование боеприпасов до подхода главных сил противника- глобалистской интервенции, без которой вся эта метафизическая «реставрация» есть исторический пшик да и только. Но, разумеется, это один взгляд на проблему.
Другой взгляд заключается, видимо, в том, что реставрация пустила глубокие политэкономические и культурные корни и тот капитализм, который (при всей его искусственности и нелепости), уже не нуждается в глобалистской опеке, достаточно уверенно (или даже самоуверенно) стоит на собственных ногах, а потому в борьбе с ним нужно начинать все с самого начала… То есть? Как если бы советский социализм не оставил бы и следа в истории России и всего мира? И был всего лишь прекрасным сном, которому не суждено сбыться?
При таких достаточно вольных (описательных, а не определительных) формулировках трудно сказать, являются ли эти оба взгляда противоположными суждениями, чтобы вывести из них диалектический синтез, а следовательно, и новое политическое действие. Но уже на интуитивно эмоциональном уровне ясно, что оба этих взгляда на переживаемую капиталистическую реставрацию, ломающую жизни миллионов, раздражают своей односторонностью.
Но раздражает еще и то, что, поднимая проблему оценки реставрации и методов борьбы с ней, раздумывание над решением перекладывают на читателя, не всегда готового к самостоятельному анализу (разложению целого на составные части и подробности) и синтезу (обнаружению взаимосвязи отдельных составных частей целого в тезисе и антитезисе, отрицающем тезис).
Еще меньше читатель (как, впрочем, и автор) может быть готов к критической оценке и самооценке: а правильно ли производится анализ и синтез, т.е. правильно ли целое раскладывается на составные части и определяется взаимосвязь отдельных составных частей. От чего зависит не только формально-логическая правильность изложения и его восприятия читателем, но и диалектическая правильность авторской и читательской мысли, а именно: действительно ли (объективно ли) решено то или иное противоречие в синтезе («снято» ли это противоречие) или же «снятие» этого противоречия субъективно, т.е. достигнуто вольной или невольной подменой понятий – софистикой.
При выполнении этих условий и из неправильного текста можно вынести правильные мысли. Но для этого нужно больше читать и сравнивать написанное на одну и ту же тему. Особенно это касается политических текстов в условиях уж если не полной цензуры, то самоцензуры, когда автор составляет заведомо «неправильный» текст, полагаясь на аналитическое чутье идейно и классово близкого ему читателя.
Что касается интернетовских высказываний-импровизаций, то они прежде всего фрагментарны, мозаичны и, главное, недостаточно продуманы, хотя и остроумны. Ведь начинаешь думать (разумеется, по своим возможностям), когда не просто бросаешь в публику свою реплику, а пишешь в газету, создаешь печатный текст, воспринимаемый построчно и в целом.
Два примера интернетовских высказываний касательно ужесточающейся налоговой политики (из «Советской России»):
«Ну наконец-то! Я давно этого ждал. Не думал только, что уже в этом году начнут, но видно, у власти совсем в экономике плохи дела, раз решили пойти на настоящее первоначальное накопление. Но это игра ва-банк – конечно, если выйдет, как им хочется, если народ покорно примет свое раскулачивание, что ему придется расстаться с мечтой о жизни мелкого буржуа. Тогда, возможно, и удастся построить настоящий развитой капитализм, а нет – дело кончится революцией. С чем всех и поздравляю, потому что не получится у них со строительством настоящего капитализма, у них одна задача – срубить побольше денег с населения и слинять отсюда».
Тезис: им (власти) хочется провести раскулачивание народа (как настоящее первоначальное накопление) для построения настоящего развитого капитализма…
Антитезис: у них (у власти) одна задача – срубить побольше денег с населения и слинять отсюда…
Синтез: если народ стерпит свое раскулачивание, то они (власть) построят настоящий капитализм; не стерпит – дело кончится революцией, и тогда только их задачей будет слинять отсюда.
Такая вот стихийная диалектика. Но при этом можно предположить, что автор реплики имеет в виду не обязательно социалистическую революцию, а, возможно, и буржуазно-демократическую (ведь, по автору, народная мечта – о жизни мелкого буржуа).
А вот реплика другого автора: «Кощунственно прозвучит, но скажу: нет ничего лучше для повышения классового сознания зачумленного электората, как сумасшедшая алчность дорвавшейся до власти криминальной буржуазии. Поэтому налоги не сожрут электорат, а сделают его в известной степени более активным, пассионарным. Повышение налогов сожрет буржуазию. Вопрос только во времени.
Скоро или не очень. Но у нас начнутся «египетские ночи». Другое дело, кто ими воспользуется, какие силы…»
Как видим, высказывание это более левое, но вместе с тем и более острожное. И внутренне формально-логически не противоречивое, т.е. не содержит тезиса и антитезиса? Как сказать. Ведь если налоги не сожрут электорат, а только сделают его более активным, и при этом сожрут именно буржуазию (надо полагать, не криминальную, что у власти), то откуда сомнения в том, что кто-то еще может воспользоваться «египетскими ночами»? Та же криминальная буржуазия, но каким образом? Осторожность обращается в перестраховку, т.е. в бездействие.
Тогда тезис: повышение классового сознания и большая активность электората и деморализация некриминальной буржуазии, «египетские ночи»… Антитезис: «египетскими» ночами может воспользоваться сама власть (криминальная буржуазия) или кто-то еще (антилевые националисты и клерикалы?)… Синтез: повышение налогов не приведет к радикализации обстановки. Все дело во времени, и лучше бы «египетские ночи» начались не очень скоро, чтобы за это «не очень скоро» накопились и другие факторы, действеннее повышения налогов…
Казалось бы, вполне здравый вывод?
А теперь сопоставим оба синтеза, наверняка выражающих мнение буржуазно- демократического и левоцентристского электората. Получим новые тезис и антитезис.
Буржуазно-демократический,или правый мелкобуржуазный тезис: если народ стерпит свое раскулачивание, то они (власть) построят настоящий капитализм…
Левоцентристский антитезис: народ стерпит, но они (власть) не смогут построить настоящий капитализм без буржуазии, которую повышение налогов сожрет…
Какого же политического рода будет синтез? Одно только повышение налогов народ стерпит. Стерпит и буржуазия, поскольку «вернется» в народ, но привнесет с собой еще более активное мелкобуржуазное сознание и мечту о «настоящем» капитализме. Не стерпит народ последствий повышения налогов, когда падение спроса приведет к падению производства и росту безработицы. Тогда социал-демократические настроения возобладают над мелкобуржуазными, буржуазно-демократическими. Иначе говоря, в переводе на социопсихологию обыденной жизни «полевение» настроений будет заключаться в переходе от жизненного энтузиазма мелкого хозяйчика к мещанскому смирению ворчливого выживания. И только настоящее бедствие общенационального масштаба повлечет за собой глубинное, подлинное перевоспитание постсоветского мещанина-приспособленца, ханжу и мелкого резонера в гражданина, переделка из зрителя в действующее лицо «социалистической национальности» и «коммунистической веры».
Разумеется, последнее утверждение должно быть идеологическим «синтезом» куда более серьезных, нежели «налоговых», политэкономических и культурных «тезиса» и «антитезиса».
А. СТРОЙКОВ