(По поводу статьи о Марксе профессора А.И.Сапожникова)
Да простят меня читатели «Астраханской правды» за некоторое переиначивание слов классика, пусть и гимназиста, но если мы, молодые и старые современники, будем жить так, как предлагает, цитируя молодого Маркса, уважаемый профессор, «то слезы» вряд ли «прольются», а пожмут в недоумении плечами, да и только: мало того, что позволили разрушить С ССР и с оциалистическую с истему, так еще и стали выжидать полного буржуазного господства, дабы в расстроенных чувствах, так сказать, свергнуть его.
Надо сказать, обильное цитирование молодого классика уважаемым А.И.Сапожниковым придает его статье не только стилистическое изящество, но и право на почтительное внимание.
Из 19в. Адольф Иосифович доносит до рабоче-крестьянского сознания одну из предварительных черновых мыслей молодого, надо полагать, Маркса (источника и даты написания А.И. не привел) о мыслимых трудностях построения коммунизма в отдельно взятой, хотя и развитой западноевропейской (о России в этом отношении тогда и речи не было) стране:
«Коммунизм мог бы существовать только как нечто местное… и всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм. Коммунизм эмпирически (на практике – А.С.) возможен только как действие господствующих народов, проведенное сразу, одновременно».
…Развитие производительных сил является абсолютной необходимой практической предпосылкой коммунизма…»
С легкой профессорской р уки: «По существу, этими словами К.Маркс предсказал развал коммунизма в СССР». Возразим, конечно, не Марксу, который впоследствии обратил свой коммунистический взор на крестьянско- общинную, с социалистическими задатками Россию, выдержавшую натиск всей капиталистической Европы, - возразим Адольфу Иосифовичу.
Плеханов остерегал Ленина «от социализма», сам Ленин был ошеломлен народной стихией! Как все это на самом деле происходило, обрисовала «Правда» в цикле исторических материалов. Первая мировая, экономическая катастрофа… Да за кого бы посчитал Маркс Ленина, если бы тот послушался меньшевиков и прочих «истинных» и «экономических» псевдомарксистов, над которыми оба классика просто издевались!
В 19в., когда капитализм, даже в Западной Европе, еще боролся за свое полное господство, а научно-мировозренческие представления о развитии к коммунизму только формировались, последние могли быть предварительно высказаны на диалектическом языке передовой тогда гегелевской философии. Именно для 19в., с его еще слабым развитием даже для капитализма производительных сил, с его еще слабой (а поэтому и либеральной) мелкой и средней буржуазией, было единственно верным признать, что коммунисты говорят о коммунизме не как о «состоянии» (представления о коммунизме могут измениться), а как о «движении» к коммунизму (социализму). Маркс: коммунизм – «не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее (19в. – А.С.) состояние». И далее: «Должны произойти мыслимые и немыслимые гадости, прежде чем произойдет революция».
Первая мировая - не только для России- именно та произошедшая «немыслимая гадость». Но почему-то Адольф Иосифович здесь отказывает Марксу в его предсказании социалистической революции в России. Или вот такая фраза: «Да и понимал он (Маркс- А.И.) коммунизм иначе, чем руководители стран Варшавского договора. Коммунизм для Маркса «не состояние…». Если по правде, то руководители эти о социализме мыслили по- разному, и было им тогда не до коммунизма. А вот социализм к концу 20в. был уже «состоянием». «Брежневский же социализм в сравнении с нынешним капитализмом представляется и многим дотошным «марксистам» начала 21в. коммунизмом как «состоянием», «состоявшимся коммунизмом» (хотя теоретически это нонсенс – как, скажем, и «шведский социализм»), но что дальше?
Не менее пародоксально и такое высказывание: «В России до немыслимых гадостей еще далеко, здесь буржуазия не у власти, и народ еще «доверяет (пошла цитата из Маркса – А.С.) ее соблазнительным заверениям о тех благодетельных последствиях, которые якобы повлечет за собой для народа победа буржуазии». И далее: «Поэтому в борьбе либеральной буржуазии с чиновниками коммунисты должны быть всегда на стороне первой». И снова Маркс: «В интересах коммунистов помочь буржуазии возможно скорее достичь господства, чтобы затем как можно скорее в свою очередь свергнуть ее».
Не у власти в нынешней России буржуазия? Мало гадостей она натворила? Какие еще нужны? «Горячая» третья мировая. Это уже мыслимая гадость. Коронация президента? Тогда, действительно, ситуацию, описанную в 19в. Марксом, политически можно было бы положить на нашу в начале 21 века. Пока же власть в России не просто буржуазная, а «крупнобуржуазная», «олигархическая». Не просто либеральная, а неолиберальная, выступающая за свободную конкуренцию не «какого-то там» мелкого и среднего бизнеса, а монопольного, экспортного, на международном рынке.
Здесь уже вступает в действие марксизм-ленинизм, но и он вот-вот отстанет от времени, если не разберется с противоречиями между национально-государственной буржуазной властью и властью ТНК (транснациональных корпораций), этих «разносчиков» неолиберазилзма и антикоммунизма (по мере сил мы затрагивали в «АП» и этот вопрос).
Уже к началу 21 в. почти весь мир оказался под властью буржуазии. И если б не гроза Китая, сменившая советскую грозу, коммунистов по всему миру могли бы уничтожить, а заодно и старомодных «просто» либералов, которых олигархическая власть терпит в качестве «несогласных». Прекрасно понимая, что «просто» либералы – их бедные дальние родственники, мечтающие о своем скромном бизнесе, свободном от чиновничьего произвола и полуфеодальных поборов.
И в этом нынешние российские буржуа- либералы напоминают антимонархических буржуа – либералов марксовых времен – с той лишь политической разницей, что ныне как раз либералы должны поддерживать коммунистов, если, конечно, либералы готовы довольствоваться частно-рыночным сектором в целом планово-нерыночной, переходной к социалистической экономике. И здесь карты коммунистов открыты. Если же коммунисты будут поддерживать всех либералов без разбора, то те из либералов, что мечтали бы пробиться в неолиберальное, олигархическое подданство, будут политически мухлевать и предавать. В конце концов, неолиберализм ТНК есть историческое развитие мелкобуржуазного либерализма. Но именно последний профессор Сапожников мечтал бы привести к власти, да еще и с помощью коммунистов?
«Коммунизм сможет возвратиться настоящим образом, когда буржуазия достигнет завершающей стадии своего господства», - пишет Адольф Иосифович в другой своей работе (статья «Действительное движение», «Астраханский мир» №23 за 2008г. – А.С.).
Как же распознать, что стадия эта завершающая? На сегодня кульминацией власти буржуазии считается глобализм ТНК.
Между тем, завершается статья «Действительное движение» словами «о действительном преимуществе на данном историческом этапе экономической системы либерализма». «Просто» либерализма или неолиберализма? Нет этого различия и в новой статье. А ведь это различие весьма существенное.
Если под «либерализмом» Адольф Иосифович подразумевает (для простоты изложения) «неолиберализм», то зачем бы ему хлопотать перед коммунистами за «либералов»? По мнению профессора, либерализм экономически наиболее эффективен. Только он благоприятствует малому и среднему бизнесу, который, в свою очередь, облагодетельствует страждущих и тем изведет бедность и нищету, поэтому он (либерализм) достоин властного места неолиберализма 21 в. , ведущего свою родословную от победившего либерализма 19 в.
Тогда, получается, круг замыкается? Во власти вновь победившие либералы вновь превращаюстя в неолибералов, «происходят мыслимые и немыслимые гадости» (Маркс)?
Спрашивается: к чему эта грандиозная тавтология, эта невообразимая на практике буржуазно-либеральная контрэволюция с ее последующей мутацией, по сути, в уже имеющуюся неолиберальную диктатуру, рано или поздно спровоцирующую революцию? К чему эта вымученная «под марксизм» пресвдодиалектика на грани логического каламбура?
Анатолий СТРОЙКОВ