Переживая капиталисти ческую реставрацию, мы все больше ловим себя на ощущениях дальнейшего регресса – в поздний феодализм, сопровождавший недолгий российский капитализм до их совместного издыхания.
Припомним, что история европейского феодализма со времени падения Римской империи насчитывает намного более тысячи лет. В Англии феодализм дотянул до 17 века, во Франции – до конца 18-го. И там, и там реставрация завершилась провалом. На что же рассчитывают наши реставраторы? При поддержке Франции США отвоевали свою независимость от Англии, едва отведав полуфеодальных-полубуржуазных порядков. Наполеоновские войны расшевелили раздробленную полуфеодальную Германию. Поражение в Крымской войне свело в могилу Николая I…
Александр II решился на буржуазные реформы, предварительно освободив (от земли!?) крепостных крестьян, из которых и пришло рабочее пополнение на капиталистические фабрики и заводы. Сам же царь, как в свое время английский и французский короли, поплатился за феодальное упрямство дворянско-помещичьего класса своей монаршей жизнью… Так что в общем и целом, хотя и с большим отставанием, Россия повторила «скорбный» общеевропейский путь от феодализма к капитализму (со всеми их приставками «ранне», «поздне», «полу»). Но при сохранении царского самодержавия (это все равно, как если бы Турция и в XX веке оставалась султанской) российский полукапитализм был обречен.
Периферийное отклонение от формационной закономерности в истории России имело место и в «темные века». Ведь первобытнообщинная наша Прародина не прожила при рабовладельческом строе и тех десятков лет, что отмерила российскому капитализму социалистическая революция 1917 года. И выходит, что пока Европа в колодках рабовладельческого Рима мечтала о феодальных «правах человека», многоплеменная славянская Русь, отгороженная от «цивилизации лесами и болотами, продолжала жить-поживать при первобытном коммунизме»… Но и в этом «периферийном отклонении» - не вся наша национально-историческая «специфика».
Если наши дворянско-помещичьи «самодержцы» под страхом очередного дворцового переворота затягивали с уступками торгово- промышленному «третьему сословию», то и простой разночинный и крепостной народ, сопротивляясь, как мог, феодальному гнету, к капитализму не спешил, приветствуя замену шила на мыло. В Европе, как и в российской интеллектуальной среде вся эта якобы «царистская», мужицкая диалектика поначалу казалась «ужасно реакционной». С проникновением же в России марксизма в народе, без преувеличения, пронеслась благая весть – но, разумеется, не о «необходимости капиталистического доразвития» (чур его!), а о самой возможности «мировой общины без господ и царей», то бишь некоего скрываемого от народа «социализма». Само собой это было посильней слухов об убиенном царевиче Дмитрии и Гришке Отрепьеве.
И вот она, роль личности в истории: Ленин не присоединился к социалистам-террористам, а пошел марксистско-ленинским путем. Как марксист, он понимал, что развитие капитализма в его монополистической фазе пойдет все быстрее, и боль народная перед революционной развязкой усилится. Как большевик, он понимал, что соответственно усилению боли народной должна посуроветь и марксистская практика…
Тем временем Россия, подгоняемая угрозой империалистической войны, даже превзошла Европу по степени концентрации промышленного производства, а значит, и концентрации революционно-коллективной пролетарской силы. Война «за проливы» («за Константинополь и православную Сербию» и пр.) революционное развитие событий обратило в стремительный поток. Не успев поиграть в «еврокеренский» капитализм без царя в голове, Россия самим ходом истории была поставлена перед необходимостью автономного строительства социализма. И любой ценой!
Поразительно, но уже в 20-30-е годы западные и восточные интеллектуалы, посещавшие первую в истории страну рабочих и крестьян, в радостно-недоуменном смятении чувств отмечали абсолютно положительную новизну самого психотипа советского человека, освободившегося от главных пережитков всей «предыстории» человечества – частной собственности и эксплуатации человека человеком. С реставрацией капитализма и «постсоветский человек» в этом отношении стал уже кое-что понимать.
Казалось бы, и наши отечественные цивилизационисты-«цивисты» могли бы восхититься и отдать должное марксизму-ленинизму, с отступлениями, но под знаменем которого Советская Россия-СССР открыла эру социализма человечеству. Казалось бы, именно «цивисты», при своем-то обобщающем воображении, могли бы узреть, говоря «цивистским» публицистическим языком, что «культурный код» Русской цивилизации есть «община» и что России на роду написано пройти путь от первобытнообщинного «коммунизма», минуя рабовладельчество и «классический» капитализм, к коммуно-социализму и от него – к коммунистической планетарной цивилизации… «А вот и нет! СССР-то развалился…»
Выходит, как только марксизм дошел теоретически до «снятия» всех «межцивилизационных» противоречий (через социализм и атеизм) и предъявил «цивизму» опыт СССР с перспективой единой, общечеловеческой, коммунистической цивилизации. Оказалось, что «цивизму» вовсе не сама «цивилизованность» дорога, а разделение на «цивилизации» - разделение, которым бы он мог объяснить и оправдать стремление своей родной и любимой «цивилизации» жить за счет другой. И ладно бы так говорил какой-нибудь западный «Заратустра», а то ведь так откровенничает порой и наш отечественный «цивист», каким-то образом не разглядевший социалистического превосходства русско- советской «цивилизации» и теперь грозящий «белокурой бестии» имперско-православным могуществом «времен Очакова и покоренья Крыма».
А. СТРОЙКОВ