Прочел недавно один любопытный документ. Плата за воду в этом году может вырасти вдвое – законопроект на этот счет подготовлен Минфином, и документ находится в стадии согласования.
«По моему мнению, плата за воду должна быть более ощутимой в структуре себестоимости, чтобы хозяйствующие субъекты из экономических соображений заботились о разумности водопотребления», – говорит в интервью «Российской газете» директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кириллов.
По его словам, существует идея повышения ставок за воду. «Более того, Минфином подготовлен законопроект, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс России, в главу водного налога. Речь идет о поэтапном повышении ставок. Ставки последний раз индексировались в 2004 году. И за это время они подешевели вдвое. Есть идея привести их к той экономической базе, из которой они рассчитывались 9 лет назад. Этот вопрос сейчас обсуждается. Вообще этот законопроект был внесен в правительство перед началом кризиса. Потом страна восстанавливалась после экономических потрясений. Сейчас документ вновь актуализировался», – говорит господин Кириллов.
По его словам, для предприятий, бережно относящихся к воде, предусмотрены понижающие коэффициенты за пользование водой, если они внедряют системы водосбережения или обновляют очистные сооружения. Причем им дается возможность сделать это за государственные деньги.
Ну, это все вроде бы пока касается предприятий. Но наверняка коснется и такой организации, как Водоканал. И тогда уже очередное повышение мы, потребители горячей и холодной воды, воочию увидим в квитанциях.
Сегодня в половине регионов – это и города, и сельская местность - употребляется вода либо некачественная, либо вредная. Больше того, почти половина питьевой воды в стране не соответствует санитарно-гигиеническим стандартам. Даже в ряде районов Подмосковья еще недавно концентрация железа в воде превышала предельно допустимую в 3 раза, а теперь превышает подчас в 10 раз. А еще в воде встречаются марганец, фтор, сульфиды, нитраты, фенолы и др.
У нас в Знаменске питьевая вода тоже не Бог весть какая, хотя официально вредные примеси в ней и не превышают предельно допустимых норм (разве что несколько дней в середине октября, после запуска системы отопления). Однако, во-первых, надо критически взглянуть на эти самые «предельно допустимые», а, во- вторых, вода из Ахтубы пока обеззараживается хлором, что тоже не очень здорово. И новую фильтровальную неизвестно когда введут в строй, тяжба продолжается уже не первый год.
А вообще - положение с обеспечением населения планеты питьевой водой не вызывает оптимизма. Сегодня каждому пятому (по другим данным, каждому третьему) человеку на Земле не хватает воды, и дальше положение будет только ухудшаться.
Россия по размеру водных ресурсов занимает второе место в мире после Бразилии, и мы пока этой вселенской жажды не ощущаем.
Вода у нас почти ничего не стоит, в отличие от Европы и Америки. Вероятно, поэтому средний россиянин тратит в день больше 200 литров воды. Это – непозволительная роскошь.
В институте водных проблем РАН утверждают: «Перед 2025 годом наступит глобальный водный кризис. Доступная вода останется в 3-4 странах мира. Это Россия, Бразилия, Канада, Австралия. А больше свободной воды нигде не будет. Она будет разобрана вся до капли».
И если на Западе говорят о необходимости «интернационализации» российских месторождений полезных ископаемых, то к нашим запасам пресной воды это требование относится в еще большей степени.
Потребление промышленностью воды громадное (на производство одной тонны стали расходуется 20 кубометров или тонн воды), и оно у нас на единицу продукции часто бывает в разы больше, чем в передовых странах Запада.
Да и в быту – та же картина. Чтобы побриться безопасной бритвой, американцу достаточно стакана воды, нашему мужчине – чуть ли не ведро. Только у нас хозяйка на кухне, чистя у раковины картошку, болтает с гостьей – а вода все это время льется непрерывной струей. Немец всякий раз прикидывает, принять ли ему сегодня ванну – это стоит столько же, сколько и новая пара ботинок. Англичанин затыкает пробкой раковину, наливает в нее немного воды и так умывается. В некоторых семьях в Израиле даже воду в туалете спускают один раз в сутки – перед отходом ко сну. Сколько раз наши соотечественники попадали в трагикомическую ситуацию в Японии: поселившись в гостинице, они от души плескались с дороги в ванне, а потом с изумлением читали счет за воду…
Ситуация и у нас постепенно меняется в лучшую сторону – с установкой в квартирах счетчиков. Волей-неволей приходится экономить, потому что это сказывается на семейном бюджете.
Вода в обозримом будущем станет дороже нефти. Уже сейчас экспорт чистой питьевой воды может быть третьим после нефти и газа источником сырья, который мог бы приносить доходы бюджету. А в перспективе он, видимо, мог бы стать главным источником валютных поступлений в казну – «рынок сбыта» этого «сырья» колоссальный. Если одни виды энергии могут быть заменены другими, то воду ничем заменить никогда не удастся. Поэтому ее ценность нельзя измерять в деньгах, это – сверхценность XXI века…
Геннадий РОСТОВСКИЙ