Насколько общая ситуация на Украине близка к российской, можно судить из заключительного отрывка выступления П.Симоненко.
«31 октября нынешнего года в Украине состоялись выборы в органы местного самоуправления. Коммунисты добились на них определенного успеха, став единственной среди входящих в парламент партий, которая увеличила уровень народной поддержки.
Я далек от того, чтобы преувеличивать значение этой маленькой победы. Результаты выборов показали: большинство трудящихся, к сожалению, по- прежнему позволяет себя обманывать, голосуя за своих злейших врагов — олигархов.
Не стану и механически переносить на современность ситуацию 1917 года, поскольку, в отличие от предоктябрьской России, революционная ситуация в Украине пока еще не сложилась. Это факт.
Однако неоспоримым фактом является и то, что общенациональный кризис в нашей стране нарастает с каждым днем. И если коммунисты в советах всех уровней будут защищать интересы угнетенных так же решительно, как большевики, если так же умело станут использовать их как политическую трибуну и инструмент для организации непарламентских действий, не за горами день, когда сознанием трудящихся овладеет ленинская мысль: «Нельзя двигаться вперед, не идя к социализму!».
Нужно быть большим резонером, чтобы придраться здесь хотя бы к единому слову. К сожалению, есть такие примеры и у нас, и на Украине. И воспринимают они большевизм как некую политическую технику, одно лишь «взятие власти» - без понимания сущности «власти» и, словами П.Симоненко, «грандиозности по масштабам задачи свержения капиталистического строя и построения общества социальной справедливости».
К решению этой задачи мы, в Советском Союзе, были так близки.
С.Гаража приводит слова нашего выдающегося публициста, лауреата Шолоховской премии Владимира Бушина: «Николай Гоголь говорил о Пушкине: «Какой чудный сон я выдел при жизни». Так и у нас всех. Мы видели при жизни великую советскую эпоху.
А вот как начиналось «взятие власти большевиками. Начиная с 1914 года на фронты Первой мировой войны по общей мобилизации в царской России было направлено 16 миллионов человек (только с одной Украины – четыре миллиона), в основном, конечно, крестьян. Деникин о России тех лет: «… разлитая вокруг безбрежная ненависть… веками накопившееся озлобление, ожесточение тремя годами войны». Тот же автор «Очерков русской смуты» (и один из авторов собственно «Русской смуты») – о большевиках: «…во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжелое наследие во всеоружии реальной силы».
Мне трудно передать впечатляющую полифонию статьи С.Гаража (как она это делает, я не знаю), но вот она напоминает: «Вообще-то говоря, большевикам было бы выгодно сравнивать итоги своей деятельности именно с 1917 годом… А еще выгоднее было бы вести отчет с 1921 года, когда страна лежала в руинах после двух революций – Февральской и Октябрьской, после мировой и гражданской войн, после многонаправленной послереволюционной иностранной интервенции… Однако большевики поступили по-честному. Из принципа. Они вели сравнение с 1913-м годом – годом высших достижений царской России».
Мы-то уже не удивимся, а вот наша молодежь… «Уже в 1926 году в СССР был восстановлен уровень промышленного производства 1913 года, а к 1939 он был превышен более чем в девять (!) раз, т.е. рост составил 900 процентов… Если в 1913 году объем промышленного производства в царской России составлял 6.9% от соответствующего показателя в США, то в 1980 году СССР производил уже 80% промышленной продукции от уровня США». А вот «оранжевая» Юлия Тимошенко в 2007 году заявила: «Я была при власти неполных семь месяцев. Разве можно было, не имея к тому же возможности на кого- нибудь особенно и опереться, исправить то, что натворили за 16 лет?» И взятки гладки. Большевики же брали на себя ответственность за каждый свой шаг, каждое решение.
«Сергей Эйзенштейн, постановщик знаменитого «Броненосца «Потемкина», признанного лучшим фильмом «всех времен и народов», азартно вспоминал: «Был пафос революции. Был пафос революционно-нового. Была ненависть к буржуазно-возделанному. И дьявольская гордость, и жажда «угробить» буржуазию и на кинофронте: об этой же «дьявольской гордости» строки Владимира Маяковского: «У советских – собственная гордость. На буржуев смотрим свысока!».
Кто-то может возразить сейчас: а до чего же мы сейчас докатились?! Но ведь это «мы» докатились, а не «они», старики, которых уже и нет с нами. Более того, нет с нами и многих так называемых «шестидесятников», которых одни из нас все еще любят, другие… С.Гаража пишет: «Их трудно любить хотя бы потому, что они излишне любят себя сами. Однако главная причина неприятия «шестидесятников» состоит в том, что именно они довели критику советского строя до отрицания этого строя».
«Наше общество было основано на согласии в главной, социалистической идее. Критику, возмущение, недовольство вызывали дефекты реального воплощение этой идеи».
И здесь автором приводится убедительное различение: «Т.е. критика шла «слева». Выдающийся русский мыслитель В.Кожинов вспоминает: «Когда я в 1956 году пришел в университет, в МГУ, там была такая атмосфера, я бы сказал, левее Сталина»; Сергей Есенин в автобиографиях 1922-го и 1925 годов писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном… В РКП я никогда не состоял, потому что чувствовал себя гораздо левее».
«Шестидесятники» же чувствовали себя гораздо правее. Одно дело – критика, но согласие, единение ради главной идеи, другое дело – критика и сомнение в идее, а затем и отрицание ее (в том числе отрицание ради «возвращения в цивилизацию: «столбовую» ее дорогу, по которой, кстати, идет не более 15% человечества)».
«Шестидесятники», затем – «диссиденты», затем – «демократы…». О том, что за 32 года (с 1921-го по 1953-й) в Советском Союзе было приговорено к высшей мере наказания 642980 человек, напоминают с негодованием и без устали, а о 600 тысячах погибших за десять совсем недавних лет в омутах кровавой резни, если и вспоминают, то вскользь, вяло, редко. Двойные стандарты глушат совесть».
В заключение автор отмечает огромное чувство ответственности Советской власти и справедливую выверенность всех ее действий, что давало советским людям бесценное чувство уверенности в завтрашнем дне. Незабываемый Александр Зиновьев подчеркивал: «Самыми важными достижениями коммунистической системы были гарантированная работа, гарантированное образование, причем образование высочайшего уровня, бесплатное медицинское обслуживание, пенсионные выплаты. Могу добавить еще следующее - уверенность в будущем. У нас она была, на Западе ее у человека нет… Надо прямо сказать, что по условиям жизни для большинства населения наша система была неповторимой. Она станет со временем легендарной».
Что касается «коммунистической системы» у Зиновьева, то вот и мне хотелось бы «порезонёрствовать»: а ведь даже не коммунистической, «всего лишь» социалистической системы! И не отпускает чувство сродни зиновьевскому – отчаяния-восхищения и великой надежды.
По материалам «зарубежной» прессы подготовил
А.Б.СТРОЙКОВ