За выдающиеся заслуги и огромную работу тружеников Министерства Морского флота СССР и Министерства Речного флота РСФСР по организации перевозок народно - хозяйственных и внешнеэкономических грузов, а также переработки этих грузов в портах, в освоении Арктики и Антарктики, за проявленное мужество и героизм моряков и речников в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное и мирное время Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1976 года был установлен ежегодный праздник "День работников морского и речного флота", который отмечается в первое воскресенье июля.
Первый раз моряки и речники отмечали свой праздник 4 июля 1976 года в Москве.
Была продумана и хорошо организована культурная программа, рассчитанная на два дня, не считая дня приезда и отъезда. Приглашённых на празднование устроители встречали в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах. Размещали в лучших гостиницах Москвы. При регистрации все приглашённые получали памятные сувениры и значки в ознаменование торжества тружеников водной стихии. Торжественное собрание состоялось в Концертном зале. Там собрались лучшие представители морского и речного флота. С докладами выступили министр морского флота СССР Борис Тимофеевич Гуженко и министр Речного флота РСФСР Сергей Андреевич Кучкин. В Президиуме находились Члены ЦК КПСС, члены Правительства, представители ЦК профсоюза работников морского и речного флота и другие официальные лица. После докладов прозвучало множество поздравлений от смежных министерств и ведомств, а также от зарубежных судоходных компаний - Английского и Германского Ллойдов, судостроительных верфей и судоремонтных заводов. Многие моряки и речники - докеры и матросы, капитаны и механики, преподаватели учебных заведений с уклоном подготовки кадров для морских и речных судов и портов, для судостроительных и судоремонтных предприятий - были награждены высокими государственными и правительственными наградами. Прекрасным был концерт мастеров искусств. Открыла концерт Людмила Зыкина песней "Течёт Волга", а в завершение прозвучала песня "День Победы". Всем водникам было приятно осознавать, что они своим нелёгким трудом ежегодно увеличивали экономический потенциал страны, чем и заслужили этот праздник.
В канун разрушения СССР морской транспорт имел в своём составе грузовые, пассажирские, ледокольно-транспортные и другие типы судов. Численность транспортных судов составляла 1800 единиц общей грузоподъёмностью 22,3 млн.т. Было 70 морских портов, 17 государственных морских пароходств, 30 судоремонтных заводов. Подготовка и повышение квалификации велась в академии, 5 высших и 15 средних учебных заведениях. Подготовка морских кадров, по заключению иностранных компаний, считалась лучшей в мире. За большие достижения в развитии морского транспорта и его вклад в экономику страны Министерство морского флота было награждено высшей наградой Родины - орденом Ленина. Высокими государственными наградами были награждены 14 пароходств, более десятка портов и судоремзаводов, 8 учебных и научных учреждений, 6 экипажей судов и более 2 тысяч работников и работниц отрасли. 30 из них были удостоены звания Героя Социалистического Труда.
Астрахань всегда была уникальным городом, который через систему каналов был связан со всеми морями. В этом городе исстари строили и ремонтировали гражданские суда и военные корабли. Астраханский порт совместно с морским портом перерабатывали около 8 млн.т. разных грузов. Астраханское мореходное училище, Астраханское речное училище готовили для флота необходимое количество специалистов плавсостава и береговых служб. Огромное количество грузов и пассажиров перевозилось через Астраханский транспортный узел. На Волге кипела работа. В Астрахани рождались трудовые традиции. Росло количество династий водников: Пермяковых, Железцовых, Воронковых, Круговых и других. Это они со своими детьми и внуками высоко подняли знамя советских моряков и речников. Но настали тяжелые времена для российского флота. Большая часть судов отправлена" на иголки", судостроение еле дышит, судоремонт в стадии вымирания. Тяжело приходится выживать работникам флота и водникам-ветеранам в настоящее время, но все они живут надеждой, что через некоторое время появится гражданское правосознание и осознанная личная ответственность каждого гражданина России за свою судьбу, судьбу своей семьи, потомков и Отечества. Тогда морским и речным транспортом будут управлять профессионально подготовленные честные специалисты, заботящиеся не только о собственном кошельке и благополучии, но и о процветании Родины, счастье и достойной жизни её граждан.
Недавно президент России провёл большое совещание, на котором высказал свою озабоченность по строительству и эксплуатации флота России и дал конкретные указания чиновникам Министерства транспорта РФ по исправлению создавшегося на водном транспорте положения.
В преддверии профессионального праздника работников морского и речного флота поздравляем Ветеранов и всех работников водного транспорта, а также всех студентов и учащихся учебных заведений, готовящих смену сегодняшнему поколению моряков и речников, желаем всем крепкого здоровья, чтобы устоять пред любыми ненастьями и невзгодами. Счастья ВАМ!
В.Д. УСОВ ,
Заслуженный работник транспорта РСФСР,
ветеран морского флота.
Г.К. ВЕДЕРНИКОВ ,
Почетный работник Российского Речного Регистра,
ветеран речного флота