Пишу в «Астраханскую правду» под впечатлением от необычайно сильных, на мой читательский взгляд, посленовогодних номеров «Советской России».
Особенно интересны для серьезного чтения и самообразования статьи Александра Фролова, пишущего в откровенно марксистском ключе.
Хотелось бы процитировать те места из его статьи в 5-м номере, которые многое проясняют в наших представлениях об актуальности марксизма в наши дни.
«По свидетельству Крупской, в самые трудные, переломные моменты революции Ленин часто говорил: «Посоветуемся с Марксом!» - и брался за перечитывание его произведений, хотя Маркс жил и писал в другую эпоху, а Ленин был непримиримым врагом всяческих шаблонов в политике. Поэтому в отличие от Плеханова, нередко грешившего тем, что он просто подбирал цитату, наиболее подходящую для обоснования своей текущей политической позиции, Ленина интересовало у классиков совсем другое… Ленин подчеркивал, что главное, чему следует учиться у классиков, - это применение общих теоретических положений к конкретной ситуации. А в разных ситуациях одни и те же теоретические положения влекут разные практические политические выводы».
После ленинской цитаты автор продолжает: «Россия во времена Ленина представляла собой особую стадию капиталистического развития, особую форму господства буржуазии как класса. Специфической особенностью этого господства было «поразительное бессилие нашей буржуазии при всем ее экономическом могуществе» (Ленин). И это бессилие коренилось в том, что либеральная буржуазия боится демократии больше, чем пуришкевичей, революции – чем реакции. «Это – существенно. Это важно. Это суть политики», - писал Ленин.
И далее: «Похоже на современную Россию? На первый взгляд, очень похоже. По крайней мере, было похоже до совсем недавнего времени. Вдобавок, ныне Россия явно переживает некий переломный момент. Так почему бы и нам сегодня не посоветоваться с Лениным на предмет понимания текущей ситуации?»
От себя добавил бы что реставрация капитализма в России – это чрезвычайное событие в новейшей мировой истории, поскольку реставрация произошла не сразу после социалистической революции, а спустя целых 70 лет реального социализма, выполнившего основной завет Маркса и Ленина – ликвидацию частной собственности на средства производства и создание планового народного хозяйства.
«Социально-политическая физиономия буржуазии мало изменилась со времен Маркса и Ленина» - пишет Фролов. А вот пролетариат… Борется ли он? Даже само его существование отрицается многими левыми теоретиками. А те из них, которые настаивают на его существовании, сходятся в том, что современный пролетариат, как класс производительных наемных работников физического и умственного труда, остается «классом в себе», не имея сколько-нибудь устоявшегося классового сознания и крайне слабо, а то и враждебно реагируя на попытки внести в его среду социалистическую идею».
Фролов оставляет тему о пролетариате «открытой» и предлагает «обратиться к ленинскому анализу политической эволюции российской либеральной буржуазии». Хотя, на мой взгляд, существенным в нашей нынешней ситуации Ленин назвал бы политическую слабость в отношении олигархии либеральной буржуазии и всех работников в отношении всей буржуазии. В этой ситуации либо либеральная буржуазия пойдет на сговор с олигархией за счет рабочего класса, либо рабочий класс, в последний момент почувствовав угрозу, подтолкнет либеральную буржуазию к дальнейшему противостоянию олигархии, которой она просто завидует, а следовательно, и ненавидит.
А. Фролов общетеоретически формулирует сложившуюся ситуацию перелома, «сваливания в ту или иную сторону» довольно убедительно: «Усилия левой оппозиции следует направить против путинского абсолютизма (бонапартизма), но не для того, чтобы поддержать либералов, а для того, чтобы опередить их в борьбе с абсолютизмом».
Но важно добавить здесь, на мой взгляд, и другое фундаментальное обстоятельство «нашей» реставрации капитализма. С этой реставрацией Россия влипла в так называемое «международное разделение труда», «мировую экономику». И если Февральскую революцию 1917г. поддержал тогда «какой-то там» англо- французский империализм, то ныне «наших» либералов поддерживает уже «ТНК – глобализм», который постарается принудить либеральную буржуазию (по крайней мере оффшорную) к взаимным уступкам за счет трудящихся и тем «заморозить» и новую буржуазно-демократическую «революцию», и ожидаемое, по исторической аналогии, движение последней к мирной на этот раз революции социалистической. И в таком глобальном международном аспекте уже придется «посоветоваться не только с Лениным (по части использования межимпериалистических противоречий), но и с Марксом: ввиду ожидаемой финансовой катастрофы на малой, европейской, родине капитализма, вполне возможно и леволиберальное давление на нашу либеральную буржуазию (если уж не «евросоциалистическое» давление – хотя чем история не шутит).
Такие вот терминологические открытые общеотеоретические суждения, претендующие на «творческое отношение» к марксизму-ленинизму. При этом не будем забывать, что «творческое (конкретно-историческое) отношение требует развития и самой философии марксизма- ленинизма – диалектического и исторического материализма – в соответствии с развитием самой объективной реальности.
Традиционное для «предыстории человечества» (докоммунистической истории) развитие науки и техники, связанное с войной (изобретение ядерного оружия) привело к взаимно-оппортунистическим изменениям в системах социализма и капитализма. Социализм попытался усилить себя «рыночными механизмами», капитализм – «плановыми». Но оказалось, что новое (социалистическое), позаимствовавшее что-то из старого (капиталистического) в «мирном соревновании» со старым стало уступать старому. Иначе говоря, старое ослабляет новое, а новое усиливает старое. Но! Что сегодня творится на Западе с его «социализмом при капитализме». Одно борется с другим уже внутри собственной системы.
Прежде всего такой оттенок приобрела обыкновенная диалектика новейшей истории, и это реальное развитие должно найти свое отражение в философии марксизма. Тогда «творческий подход» к марксистской политике станет, что называется, «делом техники».
Анатолий СТРОЙКОВ