Обращение
Сванидзе Николай Карлович
Член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории.
Член Общественной Палаты РФ
Ведущий телепрограммы «Суд времени» на 5 канале
Заведующий кафедры журналистики факультета журналистики РГГУ
Был не согласен с мыслями и идеями, которые высказали в учебном пособии для студентов МГУ профессора Александр Вдовин и Александр Барсенков. По его мнению, учебное пособие «недостаточно учит толерантности».
На основании своих личных суждений Николай Карлович организовал широкомасштабную кампанию, выражающуюся в информационной травле ученых. Тем самым он, используя свое положение, а также будучи убежденным в том, что его точка зрения на ряд исторических событий является единственно верной, подорвал не только сам смысл исторического дискурса, но и продемонстрировал правовой нигилизм. В адрес ученых посыпались публично озвученные угрозы обвинить авторов учебного пособия в экстремизме и привлечь к делу Генеральную прокуратуру.
«Наука сама с собой может не справиться. В ученой среде часто речь идет об авторитетах, которые воздействуют на профильные комиссии и целые учебные коллективы. Взгляды таких людей могут носить радикальный характер. Уверен, что бороться с такими «авторитетами» можно и нужно» – таково отношение «выносящих приговор».
Тем самым Сванидзе, в других вопросах ратующий за гласность и свободу слова, противоречит себе, призывая к введению цензуры в науке. Напоминает это действия средневековой инквизиции, как по недопустимости угроз, так и по тому, что причиной этих угроз является личностное несогласие с мнением историков человека, наделенного властью.
6 сентября Комиссия Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести, председателем которой является Николай Сванидзе, обсудила содержание учебника «История России 1917-2009» под авторством А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина и призвала запретить эту книгу, якобы «разжигающую межнациональную рознь». Поводом для возмущения либеральной общественности стала «явно ксенофобская» направленность этого учебного пособия для вузов. В экспертном заключении, подготовленном при участии экспертов Московского антифашистского центра и Московского бюро по правам человека, книга «История России 1917-2009» названа «ксенофобией, фальшивкой, апологией диктатора».
Не обошлось и без привлечения чеченских правозащитников. «Крамольные» учебники с комментариями Николая Карловича были разосланы накануне заседания всем нужным людям, в частности, один экземпляр книги был отправлен Рамзану Кадырову – с пометками в тех местах, на которые чеченскому лидеру следует обидеться.
Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев намерен подать судебный иск на авторов учебника, поскольку он (учебник) дискриминирует чеченский народ.
Нурди Нухажиев увидел в тексте учебника якобы «клеветнические измышления» в адрес чеченского народа. Одной из претензий омбудсмена стали приведенные в книге цифры. Чеченский правозащитник отмечает, что ранее никто не приводил статистику о том, что 63% чеченских мужчин, призванных в армию в начале Великой Отечественной войны, «нарушили присягу и стали дезертирами; мобилизацию на территории Чечни пришлось прекратить», и на этом основании полагает, что историки оклеветали его народ.
Не обошлось и без визита адвоката чеченской диаспоры в МГУ, где он доходчиво объяснил ученым, что представители «оскорбленного народа» во-первых, разорят авторов учебника дотла, а во-вторых, что дела по этим искам будут разбираться в чеченских судах, на которых фигурантов заставят присутствовать под угрозой ареста, что придаст результату разбирательства характер предопределенности.
Под этим прессингом авторы учебника были вынуждены от имени факультета написать постыдное покаянное письмо о том, что они при подготовке учебного пособия якобы использовали «непроверенные факты» и обращаются к издательству с просьбой приостановить распространение пособия…
Не привыкший к такому «формату научной дискуссии» пожилой Александр Иванович Вдовин уже слег с гипертоническим кризом…
Кажется, Николай Карлович слегка перепутал жанр и решил от суда над историей в телевизоре перейти к суду над историками с привлечением Генеральной прокуратуры и чеченских правозащитников.
То, что мы видим, – это попытка заставить историческую науку отказаться от опоры на исторические факты в угоду политической конъюнктуре. Какими бы ни были результаты научных исследований или выводы учебных пособий – это повод для научной дискуссии, академических споров, а не политической травли, цирка в Общественной палате или запугиванию.
Авторы политической кампании не преследуют цель добиться адекватного с научной точки зрения изложения событий российской истории в учебных пособиях; они пытаются утвердить «единственно верное» понимание прошлого. Сванидзе – живое воплощение стремления уничтожить историческую науку как таковую, подменив ее идеологией. Под угрозу поставлена свобода интеллектуального исследования и академической науки в России.
Обвиняя историков в умышленном провоцировании межнациональной розни, Николай Карлович сам провоцирует её. Для многонационального государства, которым является Россия, недопустимо раздувание общественного скандала на почве межнациональных противоречий. Привлекая внимание общественности, адресно провоцируя на активную борьбу с историками лидеров народа Чечни, он совершает зло, как по отношению к исторической науке (подменив дискуссионный процесс обвинительным приговором с привлечением прокуратуры), так и для всего чеченского народа, подталкивая его к агрессивным действиям.
Тысячами жизней Россия заплатила за мир и стабильность в республиках Северного Кавказа. И этот хрупкий мир, находящийся под постоянными атаками со стороны исламских террористов, нужно укреплять, а не заниматься его расшатыванием.
Мы считаем: действия гражданина Сванидзе несовместимы с занимаемыми им должностями.