В школьные годы, когда я начал «пописывать», в том числе публиковаться в газетах, мой приятель детства Коля Полосухин тоже было последовал моему примеру, кое-что в прозе написал и напечатал в районной газете под псевдонимом «Н. Базаров». Потом забросил это дело, другая стезя его увлекла. Однако иной раз и ныне кое-что пишет мемуарного плана. Например, написал он о ветеране С. Г. Кроле. Кстати, Кроль и моя семья жили в одном доме, но в разных подъездах. Заведовал он кабинетом партийного просвещения на рыбокомбинате. Мама как-то «по секрету» сказала мне, что в свое время был он репрессирован, сидел в лагерях. Приведу полностью рассказ Николая Полосухина:
***
«В один из приездов в Оранжерейное случилось мне заболеть довольно сильно – простудился в поезде. Три дня пытался лечиться домашними средствами, но безуспешно.
Ольга Федоровна, наш милейший доктор, моментально установила диагноз: жесточайшая пневмония – и я был госпитализирован без разговоров. Интенсивная терапия в течение недели поставила меня на ноги, и я вышел из палаты в больничный садик.
- Здравствуйте, Николай Николаевич! – поприветствовал меня одиноко сидевший на скамейке почтенного вида седой человек в очках. – Как Вы себя чувствуете? Присаживайтесь.
Редкая для этих мест форма обращения старшего по возрасту к младшему заставила меня с преувеличенным вниманием всмотреться в его лицо и – о, Боже мой! Это же Кроль! Человек необыкновенного ума, таланта и знаний воистину энциклопедических! Много лет на афишной доске клуба с привычным для всех постоянством помещалось объявление: «Лекция о международном положении. Читает С. Г. Кроль. Вход свободный».
Редкое умение собирать по крупицам нужный материал к избранной теме, выстраивать его по законам драматургии и ораторского искусства, и вдохновенно, на хорошем безукоризненном русском языке рассказывать слушателям все так ясно и просто, что сидящие в зале люди, в массе своей не шибко грамотные, понимали и усваивали все до единого слова.
Его выступления заставляли ощущать себя частицей истории, все они были пронизаны глубоким патриотизмом, и над каждым из них смело можно было ставить эпиграф: «Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики!»
Подростком четырнадцати лет я впервые услышал, как Сергей Георгиевич читал лекцию об успешном освоении залежей бокситов советской горнорудной промышленностью и был потрясен той картиной, которую разворачивал перед моим мысленным взором докладчик.
Вместе с геологической партией я продирался сквозь таежные заросли в поисках алюминиевой руды, по приказу и под чутким руководством другой партии прокладывал дорогу к найденному месторождению, строил гигантский металлургический комбинат, выплавлял «крылатый» металл и делал из него сконструированный мною же лучший в мире самолет ТУ-104, испытывал его, как летчик, а потом, с Юрием Алексеевичем Гагариным на этом самолете летал за границу, прославляя нашу Родину.
Сила воздействия живого слова на формирование моего мировоззрения была очевидна – после лекции из душного зрительного зала на улицу твердой поступью выходил еще один готовенький большевик.
- Спасибо! Чувствую себя получше. Скоро на выписку.
- Приумножайте Ваше здоровье всемерно! Это самое дорогое, со знанием дела говорю.
Побеседовали о том, о сем, и вдруг вопрос:
- Слышал я от медсестры, что Вам, любезный Николай Николаевич, доводилось изучать средь прочих наук и театральное дело?
- Д-д-а, вроде того, – пробормотал я невнятно.
- Если в театральном процессе существует «система Станиславского», то, очевидно, есть какие-то другие системы? Так в чем же их суть, в чем разница?
«Ничего себе, влип» – подумал я. Знаний моих в этом вопросе, достойных уровня собеседника, явно не хватало. Конечно, я почитывал тогда некоторые статьи в толстых журналах типа «Театр», не очень глубоко вникая в смысл споров широкообразованнных столичных театроведов и критиков. В их полемике в то время преобладали темы о «партийности в искусстве», о «методе действенного анализа в работе актера над образом» и так далее, но воспринималось это все мною на уровне текста. В практической работе провинциального актера все это было малоприменимо.
Что же касается собственно «системы», то она весьма отдаленно, самым краешком, касалась моего понимания предмета. Но делать нечего! Пришлось мобилизовать все свои скудные познания, собрать их в горсточку и, чтоб не ударить в грязь лицом, пуститься во все тяжкие, разглагольствуя о том, что Станиславский призывал своих учеников тренировать себя на «легкую возбудимость», запоминать свои внутренние ощущения в тех или иных жизненных ситуациях и с помощью эмоциональной памяти воспроизводить потом на сцене нужное психофизическое состояние в работе над ролью. Актерам в своей роли предлагалось каждое движение чувств как бы пропускать через себя, переживать все происходящее на сцене по-настоящему.
Приблизительно так я представлял себе то, что «по Станиславскому» носило название «Школа переживания». Предполагалось, что существует, как бы в противовес ей, «Школа представления», последователи которой лишь только изображали внешний облик персонажа, «рвущего в клочья страсти», оставаясь внутренне относительно спокойным, и достигали при этом потрясающего мастерства. В столичных околотеатральных кругах поговаривали, что ярким приверженцем этой школы был Николай Олимпиевич Гриценко, безмерно любимый публикой, которой и в голову не приходило анализировать, по какой школе он играет: все видели – это актер от Бога!..
Приблизительно так я пытался изложить мое понимание вопроса, но в моих теоретических познаниях зияли явные пробелы, искусством устного рассказа я тоже владел не очень, постоянно путаясь в деепричастных оборотах, и потому каждую минуту я вскакивал перед своим собеседником, пытаясь что-то сыграть, отчаянно жестикулируя – то ли от нехватки слов, то ли для пущей образности своего рассказа.
Наверное, со стороны это была забавная картина: в безлюдной больничной алее на одинокой садовой скамейке сидит солидный человек в полосатой пижаме, с газетой в руках, на голове которого носовой платочек с узелочками на уголках, едва спасающий от августовского зноя, а перед ним скачет, ожесточенно жестикулируя, давно не бритый, долговязый тип противной наружности, с босых ног которого постоянно соскакивают шлепанцы типа «ни шагу назад», явно польщенный вниманием своего единственного зрителя, и от того принимающий все более неестественные позы…
Завершился в тот день наш разговор тем, что я рассказал одну маленькую, может быть, глуповатую историю:
- А знаете ли, любезный Сергей Георгиевич? В моей небогатой биографии есть несколько мгновений, которые я мог бы назвать «звездными». Хотя это, конечно же, пустячки, но для меня они дороги, и одно из них связано с Вашим именем!
- И что же это за мгновение такое, еще и «звездное»?
И я рассказал, что в бытность мою первокурсником в нашем учебном заведении был такой предмет с красивым названием «Обществоведение», который вела по совместительству молодая, но строгая учительница по музлитературе, и был я вызван отвечать урок, конечно же, не подготовившись.
Надо сказать, что учеником тогда я был не самым прилежным, за месяц до этого по лености за что-то получил «неуд» и без стипендии прожил этот месяц не очень сытой студенческой жизнью. Вот и сейчас нетвердо шагал к столу учителя, с ужасом представляя себе перспективу еще одного такого же месяца.
- Ну, что же делать? – в отчаянии думал я. – Эх! Был бы я такой же умный, как наш лектор Кроль!.. Стоп!..
Не знаю, каким ветром задул мне в тот час привет с моей малой Родины-матери, как умудрился я привязать к теме урока успехи алюминиевой промышленности и советского самолетостроения из лекции С. Г. Кроля трехлетней давности, но речь моя перед изумленным классом была так же, как и у него, пронизана гражданским пафосом и патриотизмом, с нужными смысловыми паузами, с выделением главного, и даже некоторые интонации автора мне вдруг припомнились, и я добросовестно копировал автора, играя, можно сказать, перед публикой роль лектора, умудрившись часовую в оригинале лекцию «оттарабанить» за несколько минут…
Под стук собственных каблуков возвращался на свое место, сопровождаемый изумленными взглядами однокурсников, в томительной паузе ожидающих вердикта учительницы…
- Ну, что же делать? Наверное – ПЯТЬ!
И я стал героем дня!
По закону парных случаев или просто по прихоти судьбы этот успех был повторен с еще более весомыми для меня последствиями. Через четыре года я был призван в Советскую Армию для прохождения срочной службы, оказался в капустиноярских степях, на ракетном полигоне. Где-то на четвертом месяце службы, на очередных занятиях по политподготовке, возникла непредвиденная пауза по причине задержки майора-замполита. Целая рота сидела в бездействии, что было недопустимо с точки зрения Устава!
Заметив нарастающее смятение старшины, переходящее в панику, я, вспомнив прошлый триумф после успешного выступления на идеологическом фронте, нескромно вызвался провести политинформацию. Здесь я был уже не робкий студент-первокурсник, а уверенный в себе дипломированный актер театра! И опять прозвучал концертный номер под названием «Советское самолетостроение». В роли лектора Кроля – артист Николай Полосухин.
Оказалось, что вышеупомянутый замполит вместе с нашим командиром части сидели, не замеченные мною, в последнем ряду, в темном зале солдатского клуба. Тут же поставили вопрос о назначении меня на штатную должность клубного работника, проигнорировав просьбу начальника гарнизонного Дома офицеров о переводе меня в ансамбль «Солдатская дружба».
Ровно три дня замполит во мне что называется, «души не чаял». И вдруг – резкая перемена в отношении ко мне: смотрит сквозь меня ледяным взглядом и в «упор не видит». И тут же последовал приказ об откомандировании рядового Н. Полосухина в Дом офицеров для дальнейшего прохождения службы в ансамбле.
Как мне потом рассказали, причиной столь неожиданной и скоротечной метаморфозы послужил один эпизод, когда командир части подполковник И. Липинский, отчитывая за что-то замполита, «в сердцах» сказал ему:
– Вот, даже солдат лучше тебя проводит политзанятия!
И это было еще одним подарком судьбы! Я стал артистом прославленного коллектива – ансамбля песни и пляски «Солдатская дружба». Любимое детище начальника полигона, генерал-полковника В. И. Вознюка – светлая ему память!
По форме – самодеятельный, а по сути, высокопрофессиональный ансамбль, имеющий в своем составе выпускников музыкальных и прочих училищ искусств, собранных специально посылаемыми для этой цели офицерами. Руководителями подразделений разных жанров были гражданские специалисты очень высокой квалификации, им были предоставлены квартиры и высокие зарплаты.
Говоря об уровне нашего ансамбля, могу сказать только одно: далеко не каждому артисту в его творческой биографии посчастливилось выступать на сцене Кремлевского Дворца съездов, когда в зале в качестве зрителей присутствовало в полном составе Политбюро ЦК КПСС во главе с его Генеральным секретарем Л. И. Брежневым.
И можно смело сказать, что в этой цепочке случайностей, которая привела меня, как артиста, на сцену Кремлевского Дворца, первым звеном была лекция, услышанная когда-то мною в старом оранжерейненском клубе, автором которой был лектор по фамилии Кроль! Низкий ему поклон!»
Геннадий РОСТОВСКИЙ ,
из книги «День минувший,
день сегодняшний»