Свобода – это осознанная необходимость.
Гегель
Учебный отдел одного негосударственного вуза в 2005 году предложил мне организовать и прочесть лекции по философии права. Не найдя современного учебника на эту тему и вначале не видя отправной мысли для формирования курса, я вспомнил вынесенную в эпиграф фразу Гегеля, позволившую быстро выстроить ряд понятий заказанного курса. Стало ясно, что воспитание, обучение – отец и мать осознания истины и ключ к свободе. Трудным оказался вопрос о степени этой свободы – личной, групповой, всего общества.
Отдельный человек может находиться на свободе, даже быть свободным и в фашистской Германии, достаточно не переходить дорогу на красный свет, брать билеты в трамвае и восхвалять режим. Нетрудно иметь свободу и группе. Ей даже легче, например, группе эсэсовцев. Труднее – обществу, особенно обществу классовому. Должны произойти мыслимые и немыслимые гадости, прежде чем мы придем к временам, когда, по словам И. Дицгена, «человечество станет истиной».
19-й век ознаменовался волнами протестов народных масс, окончательно похоронивших феодализм. Эти волны вздымались взлетами демократии и возвратом к ее уничтожению. К. Маркс постоянно предостерегал митинговую публику Бакунина с его анархистами от призыва людей на баррикады, потому что боевые акции анархистов позволяли королям реагировать на них огнем картечных снарядов и закрытием прогрессивных газет. Герои покрасовались на баррикадах, после чего демократия умирала, и затем на ее оживление уходили годы борьбы.
Незнание истории привело наших демонстрантов к забрасыванию полиции камнями, на что реакция отреагировала принятием драконовских штрафов, и теперь демократический эволюционный процесс стал «мирным» не в результате осознания людьми ненужности, бесполезности, даже опасности для демократии поднятой бузы, а из-за возникшей их осторожности. А это не одно и то же. Они сами лишили нас свободы самостоятельно выбирать свое поведение. Нас принудили быть мирными и послушными. Вспомните слова пушкинского юродивого, не желающего молиться за царя ирода, но важнее этих слов то, что в подобных случаях «народ безмолвствует». Римские демократы не знали этих пушкинских строк и на демагогическое заявление Октавиана, что его государственная система является «восстановленной республикой», вышли на улицу с антиоктавиановскими призывами, но народ безмолвствовал, и Октавиан окончательно уничтожил римских демократов.
В нашей ситуации одними митингами – тихими или буйными - делу не поможешь. Для того и создавалось учение Маркса, чтобы видеть цель и идти к ней по ясной дороге. Богатство и высокая образованность общества – вот среда, в которой куется светлое будущее всего человечества. Маркс видел переход к коммунизму, именно достигнув богатства и образования, и четко осознавал, что общество придет к ним, еще находясь в буржуазной скорлупе. Ведь буржуазия создает заводы и рабочий класс. «И лишь под натиском рабочих образованные буржуазные классы несколько приходят в движение». (Ф. Энгельс. Положение Англии. – Лондон, 1844).
Отсутствие богатства и высочайшего образования не дали СССР выиграть навязанную ему гонку вооружений. А сейчас в России, площадь которой с развалом СССР, как шагреневая кожа, резко уменьшилась, у власти не буржуазия, вообще не класс, а чиновничья прослойка. И это притом, что страной может управлять капитал (до стадии достижения богатства и образования) или труд. Чиновники – ни то, ни другое, и совершаемое ими броуново движение не способно вызвать экономического взрыва, если не считать взрывом дефолт. Вот и снова поползли вверх цены на услуги ЖКХ.
Засилье чиновнического предвыборного рвения и бесконтрольности, телевизионного ребячества увеличивают давление государства на личность, лишая ее свободы. И это вместо того, чтобы воспитывать человека не постоянной опекой, как это делается с детьми в школе, угрозами и штрафами, а «своим разумным и общественным существованием», то есть своим примером.
Здесь нельзя скатиться к представлению, что изменение среды зависит от сознания граждан, их просвещенности и понимания. Да, воспитание является фактором развития людей, но и их неразвития также. При этом выбор между тем и другим определяется интересами классов, уровнем производства, культуры и науки. Важно, какой класс осуществляет воспитание, но хуже всего обстоит дело с воспитанием в бесклассовой чиновничьей среде.
Мы часто слышим обвинение коммунистов, в том числе и классиков, в безразличии к культуре, высказывания, что СССР рухнул из-за ее отсутствия. Однако следует отметить, что культура не возникает сама собой, она плод воздействия на людей воспитания и образования. Обнаружение диалектической связи между культурой и воспитанием и образованием – великая заслуга марксистской теории. Ею вскрыта важная особенность воспитания, подчеркнутая словами Маркса в книге «Капитал»: «Интеллектуальное одичание, искусственно производимое превращением незрелых людей в простые машины для фабрикации прибавочной стоимости, можно легко отличить от первобытного невежества, оставляющего ум девственно-нетронутым, но не причиняющего вреда его способности к развитию, его естественному плодородию».
Уничтожить ростки мышления, например, студента (а основная линия борьбы за спасение образования сейчас проходит в вузах), легко, следует лишь ограничить его изучением ремесла. Но вначале необходимо убрать из вузов ученых, заменивших научные школы остепененностью, причем из числа профессоров и доцентов, по рекомендации бывшего министра образования, увеличивающих свой материальный доход, работая сразу во всех вузах, где их примут на работу, даже в иногородних.
Из этой тупиковой ситуации в настоящих российских условиях есть один выход – партиям левого толка поддержать буржуазию в ее начавшейся борьбе за власть. Она оживит заводы, возродит рабочий класс, что приведет к резкому ускорению экономического и политического развития страны, ибо, и это все более становится ясным, в движении вперед всего более заинтересованы буржуазия и рабочие. Первая – в экономическом плане, вторые – и в политическом. Имея опыт не только классовой борьбы, но и, правда не во всем, успешной победы в ней в 1917г, левые партии должны понять наши предложения и постараться выжать из активности буржуазии максимальный успех.
Следует отметить, что сейчас выиграть честные выборы в России может только буржуазия. Поскольку народ не желает голосовать за представителей буржуазии и не участвует в выборах, а левые партии могли бы опереться только на него. Поэтому левым партиям целесообразно заключить с буржуазией предвыборный союз, чем обеспечить, несмотря на последующую за этим победу буржуазии, определенный уровень демократических свобод, а не военную диктатуру, по сути своей также чиновничьего толка, к которой прибегнет буржуазия, если не получит поддержки демократических сил. Последующее за этим восстановление предприятий возродит рабочий класс с его грамотностью и сплоченностью. О н в ырастет в р еальную п олитическую силу, благодаря пониманию неэффективности решения политических проблем силовыми средствами, начнет выдвигать своих представителей, способных побеждать на выборах, в первую очередь хотя бы в моногородах. Это станет залогом экономического и политического развития страны. Честные выборы, более средство получения честной и прогрессивной власти, чем цель получения честных выборов. Но путь к ним, как показывает опыт, только такой. Это тот случай, когда шаг назад позволит опереться на пружину для прыжка вперед. Вспомните, что коммунистов в России к победе привели война и голод, а не богатство и образование, причем, в слабом звене. Осознание этого позволит уяснить перспективность изложенного здесь. Как от рабства нельзя перейти к капитализму, так и от феодализма невозможно перейти к социализму. Могут возразить, что у нас не феодализм, но ведь и не капитализм с его богатством и образованием. Пришло время перечитать Маркса с этой стороны для преодоления мнения, что он устарел. Нет, не устарел, это мы от него все еще отстаем.
Профессор А.И. САПОЖНИКОВ
Редакция не во всём согласна с автором. Приглашаем читателей к дискуссии.