Из доклада Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на IX совместном пленуме ЦК и ЦКРК.
Фашизм стал реакцией крупной буржуазии на углубление кризиса капитализма. Спасая свой строй от гибели, капитал отбрасывает демократию и обращается к террору, подкрепляя его демагогией. Чтобы обмануть трудящихся, фашизм использует псевдосоциалистические лозунги. С помощью национализма и социальной демагогии он мобилизует часть населения в интересах эксплуататорского строя. Его основной массовой базой являются средние слои капиталистического общества…
Без признания родовой связи с капитализмом дать объективный анализ фашизма невозможно. Сегодняшняя ситуация всё больше благоприятствует возрождению нацизма. Пролагается путь к усилению ультраправых организаций и завоеванию ими власти. Причина в том, что капитализм вошёл в самый острый за 100 лет кризис…
Мы обязаны самым серьёзным образом отнестись к усилению правых тенденций в нашей стране. Это не случайные инциденты или происки отдельных лиц, а глубинная закономерность в развитии капитализма. Интересы буржуазного класса дают о себе знать.
Во-первых, часть российского капитала стремится к автономии от Запада и желает занять мировую «нишу» в виде собственной зоны влияния.
Во-вторых, сказывается страх перед левыми, просоветскими настроениями в российском обществе. Они мешают доморощенному капиталу установить «классическую» систему эксплуатации в нашей стране и полностью изъять все социальные завоевания Советской эпохи.
В-третьих, слабость сырьевой модели российского капитализма заставляет правящий класс активно лавировать, проводя политику бонапартизма. Однако ему бы хотелось «упростить» ситуацию. Он был бы рад заместить методики политических манипуляций жёстким административно-полицейским управлением.
Возможности паразитировать на советской эпохе для буржуазных кругов ограничены. Да, они хорошо научились отделять форму от содержания и спекулировать на Великой Победе, покорении космоса и других победах. Но, выхолащивая их суть, они настойчиво «забывают» о том, что эти победы гарантировали социализм и Советская власть. Однако даже оскоплённая правда наотмашь бьёт по олигархическим кругам. С одной стороны, люди сравнивают прошлую эпоху с нынешней – и результат не в пользу последней. С другой стороны, нарочитые попытки «забыть» или очернить роль социализма, коммунистов, Ленина и Сталина вызывают недовольство истинных патриотов.
Причины двойственного отношения к советской эпохе заключены в классовом характере власти. Отсюда и драпировка мавзолея Ленина, и Ельцин-центр, и памятники Красновым и колчакам. Корни нужно искать в живучести наследия “лихих девяностых”, с которым наша партия вела и ведёт твёрдую и последовательную борьбу…
Мы настаиваем: восхвалять Белую армию – значит одобрять сговор её генералов с иностранными интервентами. Провозглашать «учителями нации» Ильина, Шмелёва и Солженицына – значит оправдывать силы национального предательства. Всё это вместе означает измену многовековому пути нашего народа. Поиски передовой части российского общества всегда сопровождались жаждой правды и справедливости. Достаточно вспомнить этих людей: Радищев и Новиков, Пушкин и Пущин, Герцен и Огарёв, Белинский и Чернышевский, Петрашевский и Тютчев, Тургенев и Некрасов, Толстой и Достоевский, Горький и Маяковский, Блок и Есенин. Считаем порочными любые попытки заменять коренную народно-демократическую традицию чуждыми ей концепциями.
Недостойное занятие – превращать в гуру людей, которые в своей ненависти к трудовому народу, сбросившему иго царя, помещиков и капиталистов, обратились к фашизму. Эта связь вовсе не была случайной…
Самым известным идеологом русского фашизма стал Иван Ильин. Он с восторгом воспринял приход к власти фашистов в Италии, а потом и в Германии. В мае 1933 года в статье «Национал-социализм. Новый дух» он писал: «то, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию – европейской культуре даётся отсрочка...». Даже после разгрома гитлеровцев Ильин заявлял, что фашизм был прав, а временное поражение потерпел из-за «ошибок».
Популяризация этой фигуры в России идёт по тем же лекалам, по каким шла реабилитация Бандеры и его подельников на Украине. Их также объявляли «борцами за украинскую независимость» и «украинский дух». Также говорилось, что они боролись и с Гитлером, и с «Советами».
Для обеления Ильина используют тот факт, что в 1938 году он уехал из Германии в Швейцарию. Да, уехал, но не поменял свои взгляды. Он продолжал пронацистскую и антикоммунистическую публицистическую деятельность. Несмотря на это, в Екатеринбурге Ильину открыт памятник, а на здании МГУ – мемориальная доска. С 2013 года проводятся международные «Ильинские чтения». При РГГУ создана Высшая политическая школа имени Ильина. Есть, похоже, и те, кто готов проталкивать в российском обществе идею национал-капитализма…
Политика властей России нередко дублирует подходы, уже отработанные правыми силами Запада. Для защиты интересов капитала принято использовать образ врага. В роли внешней угрозы выступает сегодня «коллективный Запад», и для этого, разумеется, есть все основания. Вслед за этим появляются другие, более спорные темы.
Околовластные круги раскручивают тему «плохих мигрантов», делая упор на их нежелании ассимилироваться. При этом умалчивается тот факт, что выгоду из неконтролируемой миграции извлекает российский капитал и криминальные круги.
Бесправие такой рабочей силы позволяет снижать зарплату как иностранным, так и российским трудящимся. Отсутствие устойчивой занятости создает питательную среду для деятельности преступных группировок. Эффективная система интеграции мигрантов в российское культурное пространство не создана.
Следующий претендент на образ внутреннего врага – левые силы. Учитывая сильные просоветские настроения граждан, действовать «нахрапом» власти не решаются. Но шаг за шагом пытаются формировать негативный образ коммунистов. В этом-то и кроется ответ на вопрос, для чего нужны власти «Ельцин-центр», прославление Ильина, памятники Краснову и Колчаку и другие «странности».