Не пора ли в самом деле прекратить наступать на одни и те же грабли - справедливо и обосновано резюмирует первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Николай Васильевич Арефьев, анализируя итоги приватизации тридцатилетней давности, когда более семидесяти тысяч государственных предприятий были «благодаря» приватизации уничтожены. И что же теперь? «Сдать» олигархам успешно работающие государственные предприятия?
О поводе таких размышлений и конкретных предложениях по недопущению повторений столь грубых ошибок истории на канале РАССВЕТ ТВ рассказывает секретарь Центрального комитета КПРФ, руководитель общероссийской общественной организации «Дети войны», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Николай Васильевич Арефьев.
***
Все, кто постарше, помнят, как нам внушали, что если государство – неэффективный собственник, тогда предприятие передаётся в частные руки, и тогда частник вкладывает свои сродства, для того чтобы поднять это предприятие на высокий уровень, а дальше государство за счёт налогов получает свою часть дохода… Такая сказка оказалась далека от реальности и привела к уничтожению более 70 тысяч предприятий.
Прошло 30 лет. И вот, государство возвращается ко второму этапу приватизации, подбиваемое беглой олигархией, которую сегодня выжимают из-за границы. Они едут в Россию и требуют от правительства, чтобы оно снова им выдало оставшиеся в живых предприятия, которые долгое время реабилитировались и всё-таки нашли свою нишу в производстве и работают довольно благополучно.
Где же тогда правда? Если нам говорили, что государство неэффективно и передавали предприятия в частную собственность, тогда почему сегодня самые эффективные предприятия опять передаются частному собственнику?
Совсем недавно был приватизирован Росспиртпром. Сейчас почему-то напали на алкогольную промышленность, для того чтобы оснастить определённую олигархическую верхушку этими высокодоходными предприятиями. Росспиртпром, в составе которого 5 крупных спиртовых заводов, - довольно успешное предприятие. Продали его всего-навсего за 8,5 миллиардов рублей, и судя по его прибыли за 15 лет, эти деньги с учётом инфляции будут отбиты лет за 7-8. И всё. Это высокодоходное предприятие. Сейчас придёт собственник и цены уже регулировать не будет, а спирт станет отпускать по завышенным ценам, для того чтобы побыстрее отбить свои затраты при покупке этого предприятия. И с учётом инфляции эти деньги он очень быстро отобьёт.
Но не только это предприятие. Сегодня под удар поставлен Кизлярский коньячный завод. Это уникальное предприятие, которое было образовано ещё в 1885 году и до сих пор оставалось на плаву. Там работает довольно сплочённый коллектив, который очень боится этой приватизации, потому что придёт частный собственник, заменит всех на «эффективных менеджеров», и предприятие будет уничтожено. Это предприятие эффективное, оно даёт довольно высокий доход. Оно в прошлом году дало прибыли 750 млн. рублей. Если сегодня это предприятие продавать, значит, государство лишится довольно большой части доходов. Но ели это эффективное предприятие, зачем же его продавать – оно должно приносить доход государству. И тем не менее правительственные чиновники поставили на 2024 год в программу приватизации именно этот коньячный завод.
Вот сейчас ко мне приезжали работники этого предприятия и просили принять все меры, чтобы этот завод не был приватизирован. Мы написали с Геннадием Андреевичем письмо Мишустину, чтобы исключили из программы приватизации Кизлярский коньячный завод. Но Мишустин отнёсся к этом формально и дал указание Фонду имущества дать объяснение, по какой причине они собираются приватизировать этот завод. Объяснений внятных не последовало: государству нужны деньги, завод не является стратегическим предприятием, и поэтому, чтобы избавиться от государственной собственности (только и всего) они решили его продать. Аргументов нет. Появляется какая-то коррупционная схема. Кто-то давит на Фонд имущества, для того чтобы приватизировать за копейки этот завод. Но нельзя же так относиться к государственному добру!
Сегодня, когда идёт спецоперация, когда есть угроза огромной войны, мы должны сконцентрировать все средства, для того чтобы обеспечить государству безбедное существование. Ну и потом, все те копейки, которые получат от продажи этого предприятия, не решат проблемы нашего бюджета, который сегодня достиг 35 триллионов рублей. Тогда не надо его продавать. У нас огромные золотовалютные резервы, у нас Фонд национального благосостояния больше 12 триллионов рублей. Мы в прошлый раз вносили предложение, как увеличить средства в бюджете. Мы сказали: олигархи в прошлом году получили 38 миллиардов долларов, помножьте это на 90 - и вы получите в рублях довольно внушительную сумму. Так давайте сверхдоходы олигархии обложим 50-процентным подоходным налогом. Во Франции – 55, в Бельгии – 50, в Норвегии – 47. А у нас всего-то 19 процентов. Сделаем налог на сверхдоходы 50% и получим почти 3 триллиона рублей. И не надо продавать коньячный завод, и не надо продавать военно-промышленный комплекс, не надо продавать остальные нефтегазовые предприятия.
Сегодня, когда скупают акции наших предприятий в основном иностранцы, нам давно уже пора вспомнить, что иностранный капитал – это капитал временный, который в трудную минуту подводит нас. В своё время Дмитрий Менделеев предупредил Николая Второго, что иностранного капитала в России должно быть не более 15%. Николай не послушал, допустил иностранный капитал. И когда началась Первая мировая война, генералы начали сообщать с фронта, что не поступает ни продовольствие, ни вооружение в армию, - где-то кто-то приладил тормоза. А когда стали разбираться, то оказалось, что все оружейные заводы принадлежат немцам, которые и прекратили поставки на фронт. Тогда Николай Второй приказал выгнать весь иностранный капитал. И когда довели участие иностранного капитала до 14%, тогда пошло в армию вооружение, а войска начали наступать.
Не надо продавать иностранцам ничего. Не надо избавляться от государственной собственности. Государственной собственности должно быть не менее 60% в общем объеме экономики. Это уже доказано историей. Поэтому ни коньячный завод, ни какие-то иные государственные предприятия продавать не надо. Мы должны держаться за эти предприятия и не отдавать их в частные руки.