Пенсионеры перебьются, а госдолг — это святое
Проект бюджета-2024 по-прежнему основан на незыблемых либеральных догмах, лишь слегка спрыснутых живой водой реальности. Необходимость преображения России на основе всеобъемлющей модернизации игнорируется. Главная цель — стимулирование финансовых спекуляций, подавление производства добавленной стоимости и дальнейшее усугубление положения России как экономической колонии (продающей сырье и покупающей, если позволят, часть продукции его переработки).
Смертельный в современных условиях либеральный императив минимизации роли государства сохранен в неприкосновенности. Расходы федерального бюджета вынужденно (из-за военных действий) увеличены с 19,1% ВВП в 2023 году до 20,4% ВВП в 2024 (что лишь чуть выше уровня 2022 — 20,3%). В 2025 году их урежут 18.0, в 2026 — до 17,6% ВВП. Цель — удержание бюджетного дефицита все три года ниже 1% ВВП (0,9% в 2024, 0.4% в 2025 и 0,8% ВВП в 2026). Ради этого намечен заведомо неправдоподобный взлет доходов с 17,3% ВВП в 2023 до 19,5% ВВП в 2024 году (с падением до 17,6% в 2025 и 16,8% ВВП в 2026 — снижение доходов государства остается приоритетом либералов).
Пагубность их догм многократно опровергнута не только теорией, но и историей, — в частности, отсутствием инфляционных последствий скачка бюджетных расходов в конце 2022 года и дефицита января 2023 в 1,7 трлн.руб. Напротив, рост бюджетных расходов в силу его осмысленного характера привел к уверенному росту производства и в особенности инвестиций (на 12,8%) во II квартале 2023 года, так что либералам пришлось спешно душить экономику рукотворными девальвацией рубля и удорожанием кредита.
Расходы бюджета в 2024 растут на 6,4 трлн.руб. (в реальном выражении на 14,4%) за счет увеличения расходов на оборону на 4,4 трлн., на пенсии — на 1,5 трлн., на проценты по госдолгу — на 0,8 трлн.руб. Но затем их снизят до превышения уровня 2023 года в реальном выражении в 2025 на 3.6, а в 2026 на 3,4%.
«Бюджетное правило» сохраняется: доходы от превышения цены газа 250 млрд.долл./тыс.куб., а нефти — установленных Западом 60 долл/барр. будут не служить России, а по-прежнему замораживаться на счетах для обесценения. Таким образом, как только нефтяники научились преодолевать введенный Западом порог продаж нефти в 60 долл/барр, Минфин РФ (и «Единая Россия», которая поддержит этот бюджет) стали обеспечивать исполнение санкций хотя бы в части бюджета. На его счетах (включая Фонд национального благосостояния) заморозят в 2024 году более 0,5 трлн., а в 2025 и в 2026 — более чем по 1,8 трлн.руб.
Кроме того, в структуре его дефицита предусмотрено отвлечение средств на «прочие источники», — включая, возможно, замораживание в «бюджетных депозитах», — 2,4 трлн. в 2024, 2.0 трлн. в 2025 и 1,8 трлн.руб. в 2026 году. Структура расходов бюджета слабо учитывает необходимость восстановления новых территорий, преобразования ОПК и науки, да и в целом развития.
Расходы на оборону наконец стали главным приоритетом, но весь их прирост внесен в «другие вопросы» (они растут с 0,5 трлн. в 2023 году до 7,0 трлн. в 2024, 5.1 трлн. в 2025 и 3,5 трлн.руб. в 2026 году при сокращении расходов на Вооруженные Силы с 5,4 трлн. в 2023 до 3.3, 3.0 и 3,5 трлн.руб. в следующие годы).
Перенос основной части расходов в категорию «других» позволяет использовать деньги на любые цели. Это повышает гибкость управления, но может затруднить стратегическое планирование.
Недопустимо сокращение финансирования прикладных оборонных исследований — с 406 млрд. в 2023 до 396.2 в 2024, 325,0 в 2025 и 345,5 млрд.руб. в 2026 году.
Однако в 2025—2026 годах расходы на оборону снижают, в реальном выражении вернув их в 2026-м почти на уровень 2023 года. Эта самонадеянность и игнорирование реальности не имеют оправдания.
Второй приоритет бюджета — рост пенсионных расходов, то есть дотаций Соцфонду. С 2,6 трлн. в 2023 они подскакивают сразу до 4,1 трлн. в 2024, 3.9 трлн.руб. в 2025 и 2026 годах — и это при том, что в силу повышения пенсионного возраста в 2025 году на пенсию по старости не выйдет никто (как и в 2023, и в 2027).
Серьезного улучшения условий существования пенсионеров, несмотря на безусловно полезные индексации, не предусмотрено. Средняя пенсия в 2024 году будет 23,4 тыс.руб./мес (минимальная — 13,3 тыс.), что драматически ниже реального прожиточного минимума.
В этих условиях скачок дотаций на пенсии выражает не социальную ориентацию либеральной бюрократии, а ее растущую беспомощность перед последствиями ее же собственной деятельности, а также крах пенсионных реформ и в целом политики выталкивания страны в «тень» фактическим налогом на бедность (из-за чего люди не платят пенсионных взносов, расширяя, дефицитность пенсионной системы, несмотря на урезание пенсионных гарантий).
Планы сокращения дотирования пенсий в 2025—2026 годах так же неправдоподобны, как и предыдущие, — если не предположить нового витка людоедской отмены пенсионных прав.
Правда, если рост пенсионных расходов бюджета вызван падением качества администрирования в результате слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Социальный фонд, то медленная и мучительная нормализация этого бюрократического новообразования может проявляться и в сокращении потребности в дотациях.
Радует резкий рост расходов на охрану окружающей среды, но оно идет за счет «других расходов», составляющих в 2023 году 89% этой статьи, в 2024 — 92%, в 2025 — 96.5%, в 2026 году — 97%. Такая закрытость — признак криминогенности. При этом сбор, удаление отходов и очистка сточных вод после выделения в 2023 и 2024 годах 19,9 и 17,7 млрд.руб. в 2025 и 2026 годах почти прекратят финансировать, выделив на него 1,9 и 2,0 млрд.руб.
Сокращение расходов на экономику — признак отказа от ее модернизации. Не имеет оправдания благодушное и самонадеянное урезание резервных фондов правительства — с 371,4 млрд.руб. до 110 млрд. в 2024 и 90 млрд.руб. в 2025 и 2026 годах.
О полном непонимании современных реалий, в частности, особенностей и форм информационно-психологической войны свидетельствует сокращение расходов на СМИ.
Наконец, урезание финансирования образования и здравоохранения — признак традиционного стремления либералов к дебилизации и вымиранию России.
Неадекватным (особенно в условиях закладываемой в бюджет и обеспечиваемой им стагнации российской экономики с постепенной потерей ею позиций в мире) видится последовательное сокращение финансовой помощи регионам. В реальном выражении по сравнению с уровнем 2023 года межбюджетные трансферты в 2024 году снизят на 9.0%, в 2025 — на 14.5%, а в 2026 — на 17,6%.
Поддержка регионов сократится и по линии бюджетных кредитов: если в 2023 году их чистое предоставление составило мизерные 197,3 млрд.руб., то в 2024 оно снизится до 109,0 млрд., в 2025 станет отрицательным на 172,8 млрд.руб. (регионы погасят больше ранее выданных кредитов, чем получат), а в 2026 году предоставление бюджетных кредитов прекратится, — а их погашение составит 359,7 млрд.руб. Единственная укрупненная статья бюджета, не только доля которой в его общих расходах (с 5,0% в 2023 до 9,8% в 2026 году), но и финансирование которой в реальном выражении неуклонно растет — обслуживание госдолга.
Расходы на него в реальном выражении превышают уровень 2023 года в 2024 — в 1,4 раза, в 2025 — в 1,7 раза, а в 2026 году — уже более чем в 1,9 раза, увеличившись за три года с 1,5 до 3,3 трлн.руб.
Это значит, что выкармливание крупнейших финансовых спекулянтов средствами налогоплательщиков при помощи все новых заведомо ненужных займов и аккуратного обслуживания госдолга в отношении стран, замораживающих и конфискующих российские активы, является одним из главных приоритетов либералов, управляющих федеральным бюджетом.
Это неприемлемо и подлежит немедленной отмене — вместе со всей преступной либеральной политикой.