О фильме Феликса Умарова «Пророк.История Александра Пушкина»
Новый фильм об Александре Пушкине вышел очень современным, прорывным и новаторским, извлекающим великого поэта из скучной школьной хрестоматии и лишающим его образ постылой забронзовелости. И в то же время картина проникнута неподдельной любовью к герою, который для создателей - не памятник и объект поклонения, а человек. Великий, но такой понятный и близкий.
Живой, горячий, чертовски талантливый, в юности поражающий своим вольнодумием и дерзостью, а впоследствии - ошибающийся, смиряющийся, идущий на компромисс, граничащий с предательством, — всё это Пушкин, в исполнении Юры Борисова вышедший таким, что заставляет не просто сопереживать, а буквально проживать вместе с ним недолгую и отнюдь не простую, но яркую и насыщенную творческую жизнь – от первого публичного чтения оды «Вольность», преподнесённом зрителю в ритме R&B, до нелепой трагедии на берегу Чёрной речки.
«И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой».
Образ Пушкина-вольнодумца, несмотря на его вынужденное смирение перед властью, на протяжении всего фильма остаётся всё-таки преобладающим. И здесь, мне кажется, прямая перекличка затхлых александровско-николаевских времён с нынешней эпохой псевдоимперской надменности. Всё та же цензура, те же жандармско-полицейские тиски, тот же пронизывающий общество страх и та же каторга на горизонте для разного рода противников такого порядка вещей. Та же непреклонность по отношению к «падшим», без всякой милости, к которой призывал поэт.
Блестяще подан рэп-баттл Пушкина и Бенкендорфа (Сергей Гилев), ставший своеобразной границей, разделяющей дерзкого вольнодумца и зрелого поэта, юношу и мужа. В этом музыкальном противостоянии Бенкендорф провозглашает свою ответственность за государство, устои которого не даст разрушить ни одному поэту, пусть даже великому, Пушкин же парирует тем, что ответственность за состояние человеческих душ ничуть не меньше.
Результат компромисса – брак с прекрасной Натальей Гончаровой (в исполнении молодой актрисы Алёны Долголенко она и в самом деле хороша!), «благословлённый» третьим отделением, расположение императора Николая (Евгений Шварц) и последующая относительно благополучная жизнь. Но, как и всякая сделка с дьяволом, договор этот приводит к унижению и в конечном счёте - гибели. Тех, кого власть не смеет раздавить, она благополучно душит в объятиях. И для каждого поэта, рискнувшего из этих объятий вырваться, всегда найдётся свой Дантес. Таковы уж ставшие традицией взаимоотношения художника и власти.
В этом, быть может, главный смысловой посыл фильма, прикрытый завораживающей музыкой, зажигательными танцами, соблазнительными красавицами и азартными играми в теннис с государем императором.
«Пророк» Феликса Умарова – игривая и смелая интерпретация жизни Александра Пушкина. Она хоть и наполнена современной речью, не всегда соответствующими эпохе костюмами персонажей и музыкальными вставками с текстами далеко не пушкинских времён, тем не менее, следует хорошо известному пушкинскому жизненному пути и основывается на воспоминаниях современников.
И к текстам Пушкина, немало звучащим на протяжении всего фильма, и к его роли в сознании людей прошлого и настоящего, у создателей «Пророка» отношение, скорее, трепетное, нежели поверхностное. Вот почему так пронзительно трагично воспринимаются финальные сцены картины. Как будто теряешь давнего друга, светлый образ которого остаётся с тобой навсегда.
И это вполне в духе самого Александра Сергеевича: «Печаль моя светла…»
Александр Токарев, 2025