В конце прошлого года президент очень много рассуждал о необходимости модернизации, преодоления сырьевого характера экономики России.
В оппозицию к нему встал премьер. На открытии первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) Путин на вопрос журналиста, когда в конечной точке трубы будет построен нефтеперерабатывающий завод, ответил буквально следующее: «Строить и создавать нужно то, что выгодно. Как это ни покажется парадоксальным, сегодня продавать сырую нефть экономически выгоднее, чем нефтепродукты».
Сырая нефть стоит сегодня действительно дороже, чем произведённые из неё нефтепродукты, потому что ею торгуют в основном по фьючерсам (по сделкам, которые заключались ранее или заключаются сегодня, а реализоваться будут в будущем). К тому же нефть - инвестиционный товар. Её покупают в основном для перепродажи. То есть нефтяной пузырь продолжает надуваться. Правда, Путин согласился, что нефтеперерабатывающие заводы с точки зрения стратегии нужны, но на сегодняшний день это противоречит эффективному извлечению прибыли, поэтому продолжим гнать сырую нефть во все концы мира.
Ради этого «Транснефть» приступила в прошлом году к строительству нефтепровода БТС-2 в обход белорусской территории. Он пройдёт из Брянской области на север вдоль белорусской границы до Усть-Луги Ленинградской области, где нефть будут переваливать на танкеры и направлять далее в зарубежные государства. Вот уж из этого проекта никакую прибыль не извлечёшь, его убыточность ясна всякому, кто знает, что построенный в советское время нефтепровод «Дружба» напрямую качает нефть в Европу через территорию Белоруссии. Но что не сделаешь, чтобы лишний раз унизить союзную Белоруссию, её президента Лукашенко, который никак не сдаёт социалистические позиции.
Нефтепроводы и газопроводы - страсть Путина, но только в том случае, если они эффективно приносят прибыль олигархам его клана. Помнится, нефтепровод в восточном направлении замышлял вовсе не Путин, а Ходорковский по маршруту Ангарск-Дацин. Стоимость проекта - 4 млрд. долларов. Соглашение о строительстве заключил с Китайской компанией CNPC. Дальнейшая судьба олигарха Ходорковского известна, а ВСТО под патронажем Путина построен за 17 миллиардов. Что выиграл Путин, а что проиграла Россия в данном конкретном случае, подсчитать трудно.
Вот другой пример. Китайская компания CNPC предоставила «Роснефти» кредит в размере 6 млрд. долларов для покупки «Юганскнефтегаза». В обмен получила право на покупку 48,4 млн. тонн нефти, которые должны быть поставлены до 2010 года. «Роснефть» поставляет нефть в Китай по фиксированной цене 17 долларов за баррель в течение шести лет. В последние пять лет средняя цена нефти 50 долларов за баррель. Сколько за это время потеряла Россия? Около 12 миллиардов долларов. Но это Россия, мы с вами, вынужденные покупать бензин по цене, гораздо превышающей цену на этот продукт в США и многих других странах. А олигархи явно не внакладе.
Вернёмся к началу. Строить НПЗ не будем. Может, и вправду лучше жить без этого «грязного» производства? Увы, в обратном убеждает, например, положение в соседнем с нами Иране. Он на третьем месте в мире по импорту сырой нефти. Для внутреннего потребления ввозит 40% бензина и … вынужден распределять бензин по карточкам, к тому же в любой момент может оказаться в крайне трудном положении, если кому-то захочется «поставить его на колени», объявив бензиновое эмбарго.
И России ждать того же?
Т. КОЖЕВНИКОВА ,
Обком КПРФ