01003Состояние дорог в нашей области таково, что водители, не видя помощи от властей, вынуждены собственными силами их латать.

Так было в Астрахани на улицах Студенческой, Минусинской, Железнодорожной.

Свежий пример: водители маршрутных такси №37 и №33ск самостоятельно заложили строительным мусором ямы у дома №81 по улице Куликова. Здесь конечная остановка. Теперь ездить намного удобнее. Однако насколько хватит такого ремонта? А капитальный в ближайшее время не предвидится. Прежде чем ремонтировать дорогу, необходимо заменить пришедшие в негодность водоотводящие коммуникации. Это, как информирует «Пункт-А», дело не нынешнего и даже не следующего года. Инфраструктурный кризис в нашем крае уже системный: одна беда накладывается на другую.

Но работы в соответствии с нацпроектом «Качественные и безопасные дороги» ведутся. Через Астраханскую область проложат скоростную трассу «Юго-западная хорда», которая пройдёт от Екатеринбурга до крупнейших портов на Чёрном и Каспийском морях. Ремонтируются федеральные трассы на участках Козлово-Мултанова, у подъезда к селу Восточному, Бирюковка – Тишково, Сероглазка – Волжский. В этом году планируется привести в нормальное состояние 114,9 км. дорог в рамках программы «Развитие дорожного хозяйства в Астраханской области».

Эту активность можно было бы только приветствовать, если бы не некоторые «но».

Как издевательство восприняли жители сёл Маячное, Чулпан, Житное «ремонт» дороги от паромной переправы к их населённым пунктам. Контракт был заключён в апреле 2021 г. и действует до конца 2022 г. Стоимость работ – 189 миллионов рублей.

Этой весной на донельзя разбитой дороге произвели новую разметку. Сельчане до сих пор гадают: ремонт будет? Или 189 миллионов рублей заплачено за «раскраску» ямок, ям и ямищ? При таком отношении к выделенным средствам ждать нам безопасной дороги лет пятьсот, как предполагал А.С. Пушкин (см. роман «Евгений Онегин»). Правда, наш великий поэт писал об этом 200 лет назад. Значит, осталось лет триста.

Несколько месяцев назад наша газета писала о мытарствах жителей дельтового села Зорино Лиманского района. Они оказались буквально замурованными на своём острове из-за того, что головотяпы забыли вписать съезд к селу, составляя проект ремонта участка ФТ Р-215 Астрахань – Кизляр – Махачкала. Единственная дорога, связывающая зоринцев с миром, оказалась вне закона. Чтобы сельчане ею не пользовались, дорожники закрыли выезд глухим леером и перекопали грунтовку двумя траншеями. В советское время можно было не только на трассу выехать, но и на пароме в соседнее село Яр-Базар переправиться. Теперь ни дороги, ни парома! «За хлебушком на куласике» (в селе нет даже магазина, не говоря о ФАПе, почте, отделении банка и т.п.). В Астрахань едут через Камышово. Крюк 40 км.

А теперь – продолжение этой истории. Жаловались мученики в самые разные инстанции, но получали однотипные ответы: «Съезд несанкционированный, не отвечает условиям безопасности. Для строительства законного нужен отдельный проект, отдельные деньги. Для балансосодержателя трассы ФКУ Упрдор «Каспий» это будет нецелевое расходование средств. Заботиться о зоринцах должен муниципалитет.

Вот так! Забывчивые проектировщики ни при чём. При ремонте федеральной трассы в общем объёме работ и расходов дорожники этого съезда и не заметили бы, а для МО «Лиманский район» - головная боль: где найти дополнительные миллионы в районном бюджете на оборудование съезда?

Зоринцы мучаются уже полтора года. Наконец администрация изыскала средства и заказала проектно-сметную документацию на строительство примыкания к федеральной трассе «для обеспечения безопасного проезда автомобильного транспорта с. Зорино». Стоимость – 2.5 миллиона рублей. Сколько будет стоить строительство примыкания покажет смета. Без сомнения, дороже, чем документация. До конца 2023 г., возможно, объект построят, и после трёх лет терзаний аборигены вновь обретут право пользоваться федеральной трассой, как все граждане РФ.

Выяснилось, что неудобства, подобные зоринским, испытывают многие. К примеру, в селе Туркменка Наримановского района огородили глухим леером придорожный комплекс. Сельский бизнес зачах, а в Сергиевке Икрянинского района фермер не может проехать к своим землям сельхозназначения: съезд с трассы «законопачен», а других путей нет: кругом вода.

Леерное ограждение не даёт автомобилю улететь в кювет или на пешеходную зону, гасит энергию – смягчает последствия ДТП. Это, безусловно, усиливает безопасность на дорогах. Но почему дорожников не волнует то, что за пределами трассы? Забота о безопасности оборачивается преступным равнодушием к проблемам местных жителей. Они лишаются оперативной помощи в случае ЧС, экстренной медицинской помощи (удлиняется, а то и становится недоступным путь для «скорой» и пожарников), равного права со всеми россиянами на свободное перемещение по стране.

Реализуя проект «Качественные и безопасные дороги», необходимо помнить, что вдоль федеральных трасс стоят города, посёлки, сёла, ко всем объектам которых должен быть свободный доступ: оборудовано и санкционировано примыкание местного пути к федеральному.