03007Подвиги 4-6

Астраханский край богат своими речушками и ильменями. С течением веков они отшнуровывались, засыпались, но их невидимое присутствие иной раз ненароком всплывало и показывало свой характер.

Так и на участке проездной дороги в районе торгового центра «Восточный», от улицы 3-ей Зеленгинской до ул. Куликова, где Онкологический диспансер, никак не удавалось создать нормальный проезд для транспорта. Сколько раз ремонтировали эту улицу - бесполезно. Всё уходило в болото. Там был раньше то ли бывший ерик или даже проточная река. Каждый раз толстая подушка щебня и верхний слой асфальта уходила куда-то в тартарары, в болото.

А грязь выступала кверху. А иногда даже выступала болотная вода.

А ведь это очень нужный проезд для транспорта. Он соединяет два района и служит для проезда от ул. Яблочкова на магистраль улицы С. Перовской с дальнейшим выходом на третий Юго-Восток. Дорожные службы устали от проблем на этом участке дороги. А тут началось строительство нового большого микрорайона на Никитинском бугре, где планировалось много домов 9-этажек. И что характерно, это жилье готовилось для работников газоконденсатного месторождения. Этот район примыкает к железно-дорожной станции, и считалось, что утром рабочие и специалисты-газовики удобно и быстро доберутся до поездов. Поэтому деньги на реконструкцию улицы выделили не ДСУ «Автодор», а тресту «Астраханспецстрой» под руководством Фабрикова Петра Ефимовича. Привлекли к разработке проекта институт «Астрахангражданпроект» во главе с главным инженером Ласточкиным Сергеем Васильевичем. По предложению начальника УМР-3 Утегелова Фарит Измайловича, который был большим специалистом по дорогам, тротуарам решили не экономить на материалах, а сохранить на  высоте качество работ. Он предложил кроме выполнения всех дорожных работ ещё и покрыть сверху дорогу специальными дорожными плитами с усиленным армированием. В кратчайшие сроки под руководством Ласточкина С.В. был выполнен проект. Приступили к работам.

По всей улице нарезали новое глубокое «корыто» и стали засыпать его послойно крупным щебнем, чуть ли не бутовым кирпичом, затем средней и мелкой фракцией-щебнем. Асфальтовые виброкатки 20 тонн весом успевали утрамбовывать щебень и создали нормативную плотность укладки. На заводе КПД-2 сделали дорожные плиты с повышенным армированием, привезли и уложили их по проекту. Затем покрыли все это хорошим асфальтом. И что вы думаете? До сих пор всё это стоит, а большегрузы, автобусы и другая техника ходят и не боятся утонуть. Не настояли бы специалисты треста на дорогостоящем проекте, то до сих пор бы мучались с этим участком и тонули бы народные деньги в этом болоте. За примерами не надо ходить далеко. Из-за этой пресловутой экономии мы каждый год все автотрассы города ремонтируем при помощи ямочного ремонта. Так как применение дешевого асфальта, наш суровый климат, нарушение технологии быстро приводят к негативным результатам. И мы это терпим.

В Управлении механизированных работ №1 треста «Астраханспецстрой», что базируется на Осыпном бугре, были такие умельцы среди механизаторов, что могли коробку спичек закрывать ковшом экскаватора. Могли автокраном 6 тонн поднять груз 8 тонн и совершить другие чудеса, если рядом нет инспектора технической инспекции. Но не вздумайте такие рекорды совершать, так как это очень опасно и нарушает правила безопасности.

 В своё время УМР-1 под управлением опытного и делового руководителя Уклистого Михаила Евсеевича обеспечивало механизмами весь главк «Астраханстрой». Но и часть механизмов по просьбе властей направлялась в городские организации, объекты здравоохранения, в распоряжение администраций районов. Одним из самых опытных автокрановщиков в управлении был Пигарев Юрий Анатольевич, проработавший там несколько десятков лет. Последние годы он был мастером участка и парторгом управления. Он был почти безотказный, поэтому его назначали на дежурства по праздникам. Так и получилось в один из дней.

Предоставляем ему слово как одному из основных персонажей драмы, развернувшейся в одном из микрорайонов Астрахани в первые дни Нового года:

- В этот год мне повезло. Новый год встречал в кругу семьи. Торжество проходило по заранее намеченному плану и закончилось около трёх часов утра. Я лег спать, предупредив супругу, чтобы она меня не будила до восьми утра. Разбудил меня звонок телефона. На часах были половина восьмого утра, а звонил дежурный из гаража с просьбой приехать на работу. Сказал, что дежурка уже выехала за мной. Я быстро собрался, позавтракал и уехал на работу. Дежурная машина привезла меня сразу на объект - в поселок Кулаковка, самый култук компактного проживания цыган. Там меня уже ждали дежурный мастер по электросетям «Астркоммунэнерго» и заместитель главы района.

Обстановка была следующая. Несколько улиц осталось без света из-за выхода из строя трансформатора. Уличный трансформатор вышел из строя по вине цыган, очевидно детей, которые хотели повеселиться фейерверком. Для этого они бросили на изоляторы работающего трансформатора железную детскую кровать. Трансформатор и так был перегружен, а тут еще эта забава. И он сгорел ярким пламенем. Да, хороший получился фейерверк.

Однако же они сами сделали аварию, ну и пусть сидят на Новый год без света. Но сверху поступила команда - устранить аварию и дать свет в поселок. Я осмотрелся и увидел, что выполнить эту работу будет сложно, если вообще её можно выполнить. За счет сырой и дождливой погоды раскисли подъездные пути к будке трансформатора, да еще рядом с дорогой проложили водопровод. В траншее стоит вода. Так что такая трясина, что не приведи господь. Молодой крановщик из «Коммунэнерго» отказался лезть в это болото.

- И я откажусь, пока дороги не будет», - сказал я начальству.

В ответ мне послышалось:

- На складе есть щебень. Привезем машин пять щебня самосвалами. За половину дня сделают подъезд, а после обеда поедем работать», - сказал мастер компании.

 Но говорят, человек предполагает, а Бог располагает.

После обеда загрузили новый трансформатор на самосвал, и мы поехали. Приехали на место, осмотрелись, я был просто в шоке. Экскаватор растащил по грязи не пять, а всего три самосвала щебня, а это как мертвому припарка. Подумал, что выезжать задом будет намного труднее. Я погнал кран задом, осторожно, но и не останавливаясь. Не доехав до места 20-25 метров, почувствовал, что на этом коротком участке дорога идет с  уклоном в сторону траншеи. Вдруг машину потащило на место свежезасыпанной траншеи, и кран завалился на левый бок. Я вылез с правой стороны кабины, чтобы осмотреться. И наступила минутная тишина, а потом короткая перепалка.

- Что будем говорить? Достанется обоим, но тебе точно попадет, - сказал мастер.

Пока он, махая руками и топая ногами, припоминал всех богов и чертей, я уже оценил обстановку и ход своих дальнейших действий. Мои раздумья прервал приехавший из УМР-1 Владимир Данилович - начальник автокранового участка, которого тоже вызвали по тревоге.

- Какой техникой я могу вытащить из трясины 17-тонную махину? - сокрушался он.

- Ничего не надо,- ответил я. Это же кран. Он сам себя вытащит. Помогите только щитами деревянными со склада и дайте в помощь 3-4 человек. И не мешайте, а просто наблюдайте.

Стропальщика попросил выставить справа две опоры и отцепил крюк. Потом завел кран и, включив крановую установку, стал поднимать стрелу. При этом одновременно поворачивал платформу вправо. Стрела стала как бы рычагом противовеса и крен рамы стал меньше. Чтобы исключить нагрузку на рессоры справа, сумел, включая стабилизаторы, попасть в зацепление крюка за пальцы. Колеса с левой стороны приподнялись, но не очень. Приямок немного забутили кирпичем и досками. Повторяли такую операцию пять раз, пока я не смог включить стабилизаторы с левой стороны. Теперь появилась возможность выставить и левые опоры, то есть привести кран в рабочее состояние. До этого момента основная масса наблюдателей из числа рабочих и цыган делилась на скептиков и равнодушных ко всему. Но в толпе имелись и просто злопыхатели.

Заместитель главы района, обзванивая все начальство, жаловался на судьбу, на тех, кто его подводит под монастырь. Тем временем я дал команду подогнать самосвал с трансформатором и все как-то разом включились в работу, предлагая свои услуги. Понадобится ещё кирпич, щиты, подумал я. Сгрузил трансформатор с самосвала и отправил рабочего за щитами на склад. В это время защебенили ещё 5-6 метров дороги до трансформаторной подстанции. Машина с щитами вернулась быстро. Подложив щиты, под вывешенные колеса с левой стороны, я снялся с опор и привел кран в транспортное положение. Выскочив на дорогу, по защебененному основанию добрался до подстанции. Загрузил и поставил трансформатор на фундамент. Ребята монтажники быстро подключили его. Дождавшись пуска его в работу, соблюдая осторожность, выскочил из этого тупика на проезжую дорогу и приехал в гараж.

- Зайди к начальнику, там тебе прочистят жабры,- сказал диспетчер.

Захожу к Данилычу, докладываю, что всё в порядке. Работа сделана, свет на поселок подан.

Он спросил:

- С краном что случилось? Я доложил, что кран цел, только немного поцарапал.

Тогда он с облегчением сказал:

-Ну, ты молодец. Наверное, и Новый год-то не отметил как следует?

Я утвердительно кивнул.

А он тут же полез к себе в тумбочку.

Известно, что Астрахань является как бы восточной Венецией. Здесь везде вода, стоит копнуть, и через два штыка выступает вода. Есть даже гипотеза, что название Астрахани произошло от слова Азтараган. В переводе «аз» - мало, «тараган» -расчесывать. Возле Астрахани дельта Волги похожа на расческу. Вода разливается на мелкие реки и как бы расчесывает «землю».

В строительстве все работы, связанные с землей, считаются особо трудоемкими и опасными работами. Можно вспомнить не один десяток монтажников трубопроводов, водопроводчиков, ремонтников которых придавило плывуном. В Астрахани грунты слабые, в основном это супесь или суглинок, который при насыщении водой теряет свойство слипаемости и может обрушиваться в траншею огромными кусками и приводить к трагедиям. Поэтому СНиП, то есть строительные нормы и правила рекомендуют при разработке траншеи или котлована делать откосы от 30 до 45 градусов. А это значит, что эти земляные работы будут стоить гораздо дороже, так как этот грунт не только надо убрать, но и затем вторично засыпать. В древние времена стенки траншеи укрепляли досками, которые опирались на вертикальные бревна, забитые «бабой», тяжёлым куском дуба с прибитыми ручками, который поднимали несколько человек.

Главный инженер Астраханского рыбокомбината рассказывал, как они такой «бабой» забивали на берегу бревно, когда внезапно приехала делегация японская и он чуть не умер со стыда.

В поздние времена для укрепления стенок глубокой траншеи стали применять шпунт металлический марки «Ларсен 5» или «Ларсен 6». Он забивается в землю электровибратором на глубину более 1,5 м самого глубокого места траншеи. А между секциями для удержания служит конструкция по бокам шпунта типа ласточкина хвоста.

Все это, конечно, эффективно, но трудоемко и затратно, из-за стоимости шпунта, расходов на электроэнергию, наличие автокрана.

В тресте «Астраханспецстрой», управляющий Фабриков Петр Ефимович, прокладкой глубинных самотечных канализаций занималась организация СУИС-1. Конечно, при работах на глубине более 4-х метров без забивки шпунта не обойдешься, но ведь половину трассы составляют глубины от 2-х до 4-х метров. По предложению главного инженера треста Щеголева Германа Николаевича решили попробовать укреплять стенки листами железа, а распорки применять из швелера. Технический отдел под руководством главного технолога Мятишкина Аркадия Михайловича, вспомнив сопромат времен вуза, рассчитал длину и глубину, толщину металлического листа, также номер швеллера для распорок. Вся эта металлическая конструкция должна была сдержать вес песка или грунта и обеспечить безопасные работы на дне траншеи. Итак, по предложению Мятишкина А.М. при глубинах до 4 метров стали применять металлические листы толщиной 12-15 мм с распоркой швеллерами, которые должны прихватываться сваркой к металлическому листу. Со временем специалисты СУИС-1 даже усовершенствовали способ: чтобы не уродовать металлический лист, они придумали конструкцию из поперечных и продольных швеллеров. В те советские времена очень было развито движение рационализаторов и изобретателей, и каждый стремился внести свой вклад в дело, которое делал. Внедрение этого способа ускорило прокладку чугунных труб канализации в городе. Мы наблюдали, как с соблюдением нормативных откосов автокраном опускают с двух сторон металлические листы и раскрепляют по трассе швелерами. Втрое стали убыстряться работы. Получили огромную экономию времени и сохранили народные деньги на следующее строительство. Правильно делают японцы, что если инженер или рабочий на своем рабочем месте не внедряют какое-то новшество, не дают предложений, то таких не держат. Может, в наше тяжелое время стоит восстановить эту систему внедрения и поощрения людей, или это считается сегодня мелочным? А ведь зря.