16008Подвиги 7-9.

7 декабря 1988 года случилось огромное несчастье. Землетрясение силой 7 баллов разрушило половину городов братской Армении. Погибло под развалинами 25 тысяч человек, 250 тысяч остались без крова. Астрахань всегда неравнодушно относилась к армянам. Немногие, наверное, знают, что в Астрахани в XVIII веке проживало 6000 человек армян, они жили за Варвациевым каналом в районе сегодняшней медакадемии. Армяне внесли большой вклад в историю Астрахани. 

Поэтому наш город одним из первых отправил помощь в виде аварийной бригады из 20 человек для разборки завалов домов от организации УМР-1 треста «Астраханспецстрой». В составе первого десанта был автокран, бульдозер, экскаватор со всеми приспособлениями, запасом топлива и спецодеждой. Затем в январе 1989 года собрали более многочисленный второй десант для построения городка для строителей из Астрахани, разборки сломанных и строительства новых домов в городе Ленинакане.

Стояли февраль-март, из-за гор постоянно дул холодный ветер, температура была минус 20-25 градусов, и первые из тех, кто приехал, спали, накрывшись двойным матрасом в полной одежде, дыша через кончик носа. Главный инженер треста Щеголев Герман Николаевич спал в неотапливаемой бытовке с главным энергетиком Гайсиным Камилем Рахимовичем. За неделю в чистом поле расставили семнадцать строительных бытовок. Провели траверсы для подключения электропроводов к бытовкам. Поставили привезенный силовой трансформатор. Армянская бригада от электросетей поставила 5 деревянных опор высоковольтных и подключила от сохранившегося городского ТП трансформатор нашего городка.

Ура, к нам пришел свет! Конечно, никаких препонов со стороны владельцев не было. Собственно, в то время все вопросы решались устно и быстро. Осталось принять монтажников-строителей из Астрахани. За этот месяц в составе треста «Астраханспецстрой» было создано СМП и вновь принятые люди стали прибывать самолетом из Астрахани в Ленинакан. Надо сказать, что первые месяцы люди не голодали, так как помогал Армении весь мир. Помимо нашей страны откликнулись на беду свыше 100 стран мира. Склады были забиты мясными тушами, французским сыром, немецкими сосисками, украинской сгущенкой, итальянским виноградом и фруктами. Все это употреблялось без всякой оплаты. Словом, это был первобытный коммунизм. Наши люди, в основном из России присылали одежду, обувь, головные уборы. Надо сказать, что население забирало только новую одежду, а старое шло на утилизацию.

 Армянский штаб ликвидации последствий землетрясения предоставил нам возможность ломать 9 домов, в основном - поврежденных пятиэтажек, и построить 5 новых домов, разработанных для районов с сейсмичностью выше 7 баллов. Эти дома по проекту представляли собой четырехэтажные, сверхармированные, бетонные, со стенами около 60 сантиметров, здания.

Так как в то время ещё Армения входила в состав СССР, то союзное правительство решило новые квартиры строить в чистом поле за городом Ленинаканом, и каждой республике или области страны выделили свой участок для строительства. Вновь организованное Астраханское СМП начало свою деятельность со слома хрущевок. Несмотря на то, что цемент и металл населением при строительстве старых зданий разворовывались, все-таки хрущевки стояли сохранно, но с большими трещинами. Когда эксперты сочли возможным некоторые, более-менее сохранившиеся, отремонтировать, то армянская сторона категорически отказались от этого и настаивали на их сломе. Когда начали ломать, то оказалось, что сил у двух мощных гидравлических экскаваторов астраханских маловато, слом шел медленно, и машины грузовые, которые отвозили в отвал обломки, простаивали. Тогда Артишевский, начальник поезда, обратился к военным. У них был мощный бронетранспортер с сильным мотором, который хорошо показывал себя при сломе домов у соседей. Слом шел так: крепким стальным тросом в диаметре 28 мм обхватывали часть стен или этажа дома, прикрепляли трос к танкетке и он, завывая двигателем, прикладывая огромное усилие все-таки одолевал эту громадину бетона и сносил часть здания. А потом оставалось только экскаватором грузить обломки в машины. Так мы стали укладываться в график работ.

На строительстве новых домов после монтажа металлических стенок опалубки и монтажа арматурной сетки внутри первый этаж накрыли огромным брезентом. Вдоль стенок снаружи были поставлены мощные воздушные ТЭНы в 3 квт каждая. Удачно приняли и обогрели первый этаж здания. Но тут сказались проблемы, которые требовали решения. ТЭНы быстро выходили из строя. А брезент, который натягивался на весь этаж, при переходе на верхние этажи требовал дополнительных усилий по закреплению и монтажу на уровне 2-4 этажа. Срочно запросили из Астрахани промышленные тепловентиляторы, работающие на солярке.

После их получения перешли на поддув под брезент горячего воздуха от тепловентиляторов. Вроде бы все хорошо, приток тепла обеспечивал хорошее высыхание бетона. Но появилась следующая проблема - эти тепловентиляторы требовали столько дизтоплива, что мы задолжали всем соседям дизтопливо. А вы прекрасно представляете, как из России привезти дизтопливо через весь Северный Кавказ, Грузию и Армению. В это время через Азербайджан на трейлере привезли башенный кран для монтажа верхних этажей домов. Монтажники из УМР-1 быстро смонтировали его у первого дома на рельсах. В это время главный энергетик треста К.Р. Гайсин предложил применять обогревающий провод для подогрева бетона с подключением через понижающий трансформатор. Правда, импортный обогревающий провод стоил очень дорого, но служба снабжения треста во главе с заместителем управляющего Цапиным Валентином Владимировичем сработала быстро. Нашли изготовителя обогревающего провода в Ростове и через неделю уже привезли в Ленинакан первую партию проводов. Конструкция и способ подключения были уже давно опробованы в зимнее время при строительстве в Астрахани. Почти всегда управления треста УМР-1, УМР-2, УМР-3 начинали в Астрахани строительство многих объектов именно зимой. В январе, видать, начиналось новое финансирование строительства. Именно так зимой начиналось строительство первых фундаментов жилых домов микрорайонов Юго-Восток-3, Никитинский Бугор, Бабаевского, города Нариманова и завода «Лотос». Для обогрева ленточных фундаментов применялись металлические электроды, которые утапливались в бетон, вдоль фундамента на изоляторах проводились провода большого сечения, которые подключались к трансформатору ТМОБ-63, а он подавал на площадку напряжение 36 вольт для подключения электродов. Бетон обогревался довольно хорошо, и фундаменты получались добротные. Но в Ленинакане бетон в стены здания заливался при помощи опалубки из металлических листов размерами 2,5х3,0 м, а внутри стенок опалубки монтировался мощный арматурный каркас. Это создавало дополнительные сложности по безопасности труда, чтобы никого не убило током, а также при некачественном присоединении электропроводов, после короткого замыкания могла сгореть часть проводов и нарушиться обогрев бетона.

Обогревающий изолированный провод стали монтировать сразу, привязывая его крепко прямо к арматуре внутри, чтобы он обогревал весь объем бетона, а концы провода подключались на провода от трансформатора. И дело пошло. Несмотря на суровые морозы, бетон вставал до требуемой крепости, без брезента, и можно было демонтировать и переставлять стенки опалубки выше на этаж. Главным инженером СМП Касаткиным Юрием Михайловичем была предложена технология приема бетона сразу на весь этаж дома. Это ускорило монтаж, и астраханцы вошли в график. Никаких нарушений не было допущено, хотя у соседей, кажется, у Пензы и Курска были заморожены по одному этажу дома, которые им пришлось разбивать, демонтировать и заново заливать бетон.

Так смекалка, опыт специалистов треста позволили выйти из сложного положения, войти в график работ, заданный правительством СССР, и помочь братскому народу в беде.

Конечно, затем при строительстве появилось много проблем с обеспечением продовольствием рабочих, строительства столовой для питания рабочих, организацией транспортных перевозок от Астрахани до Ленинакана по перевозке сборного железобетона для домов КАМАЗами, монтажем дизельной электростанции из-за частых перебоев электроэнергии, также ежемесячной аренды самолета ЯК-40 для перевоза монтажников в Астрахань. Но все проблемы решались трестом «Астраханспецстрой» -управляющий Фабриков Петр Ефимович, и «Главастраханстроем» - начальник Асанидзе Лео Георгиевич, быстро и эффективно.

Скоро, 7 декабря, исполняется годовщина этих печальных событий. Это был последний единый совместный порыв всех народов СССР в оказании материальной, финансовой и духовной помощи братскому народу в беде, и оно не прошло бесследно для всех участников этих событий.

***

Началось это с многих жалоб и обращений строителей дамбы вододелителя, который построили в Наримановском районе, в местные органы власти и в Москву. Они сетовали, что после строительства объекта про них забыли и они остались ютиться в старых деревянных бараках.

Уже стали подрастать дети, а обещанных квартир в благоустроенных домах они так и не увидели. Тогда было решено правительством СССР начать строить новый судостроительный завод «Лотос» и при нём построить городок на 45 тысяч жителей в пос. Нижневолжском (сейчас город Нариманов).

В тресте «Астраханспецстрой» своевременно было организовано управление УМР-2, назначен начальник управления Кугушев Индус Измайлович. С болью в сердце другие управления отрывали от себя строительную технику: автокраны, бульдозеры, сваебойки, мотокатки, башенные краны, ведь новому управлению передавались самая новая и работоспособная техника. А причина одна, ведь все строительство начиналось со степи, не было ни условий для ремонта, ни цехов, ни бытовок для создания маломальских условий для механизаторов и ремонтников. Постепенно все стало организовываться и обустраиваться. Были забиты первые сваи под фундаменты главного корпуса, основных вспомогательных корпусов, также смонтированы фундаменты под пятиэтажки в пос.Нижневолжском.

Завод строился как производитель верхних секций буровых вышек полупогружного типа и военных судов малой вместимости. Завод снабжался оборудованием по красной строке и курировался из Москвы. Главный корпус имел огромные размеры и высоту, в нём было установлены французское, немецкое, шведское оборудование.

Проект был составлен так, что целый корабль или огромная конструкция буровой вышки проходил целиком через цех и выходил на стапель, полностью готовый к плаванию или транспортировке. К концу строительства завода ход стройки стал курировать вновь назначенный министр без портфеля Ельцин Борис Николаевич.

Каждую неделю он проводил планерки вечером на строящемся Газоконденсатном месторождении, а в 22-30 часов садился на вертолет и перелетал на завод «Лотос». В 23-00 там начиналась планерка, и хорошо, если она заканчивалась через два-три часа.

Когда градус подьёма достигал критической величины, и все переходили чуть ли не на мат, то начальник УМР-2 Кугушев Индус Измайлович при обращении к нему с претензиями, всегда начинал свою речь тихо, чуть ли не шепотом. Первые слова у него были такие: «Вы извините меня, у нас все идет по плану, но неделю назад я говорил, что для выполнения плана надо мне дать то-то и то-то. Ничего мне представлено не было, хотя я ещё два раза напоминал об этом руководству». Все это действовало на спорящихся как холодный душ, и спрос переключался на другого. Недаром хитрый татарин получил орден за строительство завода.

Шел третий год строительства завода, и вот при забивке бетонных свай в районе большой заводской ТЭЦ (котельной) и вспомогательного цеха №13 сваи стали стопориться на глубине 4-5 метров. То есть свая натыкалась на сверхплотный слой грунта, то ли суглинка, то ли щебня. Попытки силой пройти этот горизонт привели к раскрошивлению свай. Сначала хотели заказать бур, чтобы на глубине 4-5 м пройти сложный горизонт, но это бы резко затормаживало работу. Произошло бы удорожание работ по сравнению со сметой, а ведь свайных полей по заводу «Лотос» ещё предстояло забить много. Что делать, задача казалась невыполнимой. На этом объекте надо было забивать сваи по 12 м длиной. Такие сваи составляются из двух штук по 6 метров и сочленяют их путем сварки и накладных конструкций.

После нескольких дней раздумывания главный инженер УМР-2 Кузьмин Василий Васильевич предложил при опускании сваи прикреплять к нему сопло со шлангом подачи воды большого давления от напорного пятиступенчатого насоса. Установили оборудование, подвели к нему временный водовод. Стали пробовать, и сразу результат не заставил себя ждать. Вода стала размывать этот слой суглинка и щебня, что позволило опускаться свае ещё ниже. Дальше молот просто добивал эту сваю до 12-метровой глубины. Так умельцы решили, казалось бы, неразрешимую задачу. И стали укладываться в график работ.

К концу строительства стройка уже по плану заканчивалась, а некоторые вспомогательные цеха даже ещё не начинались строиться. На последней планерке Ельцин Б.Н. передал Баландину, будущему директору, акт приемки и сказал: «Подписывай». В ответ будущий директор возразил, что не будет подписывать, так как не смонтирован ряд вспомогательных цехов, нет оборудования, не устранены сотни замечаний приемной комиссии. Но министр был неумолим и дал срок на подписание до 7 часов утра. Директор ночью поехал к начальнику Главастраханстроя Асанидзе Лео Георгиевичу. Тот, выслушав взволнованную речь подчиненного, сказал:

- Что же делать, подписывай. А дальше будем строить завод за счет средств на капремонт.

Несколько лет завод в составе судостроительного объединения АСПО выпускал конструкции для буровых вышек. Но вскоре началась эпоха вакханалий и в стране наступили такие изменения, что стало не до пуска новых заводов. Множество заводов - нормальных, работающих, вообще обанкротилось. И спасибо умному директору Баландину, который законсервировал завод на этот период, держал частично персонал и сторожей, которые не дали разворовать предприятие по винтикам и сохранил его для народа и для будущего.

***

В конце восьмидесятых годов за три дня до Нового года в городе произошла чрезвычайная авария. В районе рыбокомбината после перехода через железную дорогу лопнула труба нитки №4 городского водовода.

Он идет от городского водозабора у стадиона «Труд» и проходит рядом с рыбокомбинатом, затем возле мясокомбината и уходит через Юго-Восток №3, затем к мореходке, затем через Царевку на микрорайон «30 лет Октября». По этой трубе происходит питание водой почти половины Астрахани. Когда раскопали траншею и быстро установили мощные водооткачивающие насосы, то поняли, что вода в траншее не уменьшается. Пробовали дополнительно отсасывать эту мутную воду парой пожарных машин, но это тоже не дало эффекта.

Водоканал сразу отказался от ликвидации аварии, обосновывая это тем, что нет технологии ремонта таких больших труб, что трещина продольная, около 3 метров длины, и у них недостаточная квалификация персонала. Поручили общее руководство тресту «Астраханспецстрой» под руководством Фабрикова Петра Ефимовича. Обком партии пригласил МЧС, военных, ведь у них могли быть мощные насосы для откачки в случае аварийных ситуаций в городе. Но самое главное было в том, что на этой нитке сидел водозабор ТЭЦ-2. Только воду из траншеи успевали откачивать, а через два часа заканчивалась вода в емкостях тепловой станции. Была уже зима и оставлять без отопления такие большие микрорайоны никто не осмеливался.

Снова включали насосы на водозаборе, и траншея снова заполнялась водой. Так прошли первые сутки. Организовали горячее питание для двух бригад СУИС-1 и прикрепили ответственных лиц на круглосуточное дежурство. Важно было не сорвать Новый год населению. В городе так и не узнали, как героически сражались рабочие, монтажники в эти новогодние дни на аварии. На базе СУИС-1 начали сваривать огромный кожух из двух половин для накладки на поврежденный участок. Уже к числу третьему, после новогоднего ажиотажа, выбрали время, когда ТЭЦ-2 может около 6 часов потерпеть без воды на аварийном запасе, и приступили сварщики к работе. Не успели они прихватить с двух сторон огромный кожух на трубу диаметром 1022 мм, тут же монтажники приступили к расклиниванию деревянными клиньями концов кожуха. Работа шла споро и к пуску насосов подачи воды края кожуха были подбиты, кожух был качественно сварен по продольной части. В одном или двух местах потекло, но осталось подбить дополнительно клинья. На следующий день привезли огромный ящик деревянный, смонтировали его вокруг трубы и забетонировали портландцементом высшего качества. Надо сказать, что город и область проявили благородство. Представили СУИС-1 три квартиры.  По согласованию с профсоюзным комитетом квартиры достались начальнику СУИС-1 Малкову Олегу и двум лучшим монтажникам трубопроводов. Остальных рабочих поощрили грамотами и денежными премиями.

Хочется сказать о высокой подготовке специалистов управления, их

умению выполнять самые сложные работы, о самоотверженности и патриотизме во славу своего родного города, для обеспечения спокойствия и нормальной жизни своих родных и близких.