Всякий видел на телеканале РТР программу «Городок», едкая сатира которой, обычно актуальная и всегда остро­умная, выдерживает испытания временем уже без мало­го 20 лет. И без малого 20 лет и в нашем городе есть свой «Городок». У него все как в настоящем городе: отделения – «районы» (пару лет назад десятый открыли), разномаст­ные чиновники, работники производств, обслуживающий персонал, даже служба охраны своя собственная. Непонят­ное недоверие к профессиональным сертифицированным ЧОПовским охранникам, как правило с многолетним ста­жем, а предпочтение неопытных ребят, не проходящих в дальнейшем никаких специальных курсов. Что это? Эконо­мия или «невыметание сора из избы». Но еще есть свой «мэр» - господин Медведев (очень своевременная и по­лезная фамилия). Кстати, этот Медведев, единорос, Мед­ведев в квадрате. Когда год назад баллотировался в Думу, обклеил своими плакатами все сови «маркеты», и директо­ра «маркетов» корректно, но настойчиво объясняли свое­му персоналу, что надо быть «партиотами своего Городка» и голосовать на выборах за Медведевых: и за «нашего», и за «общего», и вообще за «Единую Россию» - партию «мед­ведей». В этих супермаркетах нарушаются трудовые дого­воры и иногда человеческие права. Дорогой читатель, если ты еще не перевел свой взгляд с этой статьи, возможно ты сейчас зевнешь и подумаешь: «Вот удивил, сейчас повсю­ду и похуже дела творятся». Да, конечно, ты прав, но если везде смотришь «в общем», то «конкретно» ничего не уви­дишь. А я «конкретно» это увидел, работая в маркете «Го­родок». Про все десять говорить не стану, но в 3-х порабо­тать успел, ситуация одинаковая везде. Во-первых, не со­блюдается продолжительность рабочего дня. Вместо ука­занных в договоре двенадцати часов, работники вынужде­ны работать четырнадцать. Прирастили по одному часу к началу рабочей смены и к ее концу. Администрация «мар­кетов» и лице директоров объясняет это тем, что «людей не хватает». Из-за этого две смены объединили в одну, но за переработку никаких доплат не призводилось. Ни в ка­кие учетные ведомости по начислению зарплаты эта ин­формация не заносилась. Вообще в центральном офисе «СВПООО» заявлили директорам магазинов: «Объясняйте, как хотите. Пусть работают, переработка не будет учиты­ваться». Директор «СВПООО» Цурикова Александра Алек­сеевна лично об этом знала и не только об этом, т.к. иногда лично проводила ревизию в «маркетах».

Во-вторых, помимо переработки нужно было добро­вольно принудительно приобретать просроченную про­дукцию за свой счет, то есть ту, которую дистрибьютеры торговых компаний не принимают обратно, или которую с избытком заказал горе-менеджер (конечно, директора «маркетов» могли уберечь пресонал от лишних затрат (не­обоснованных) и приобретения испорченной, а порой и очень вредной токсичной продукции, но для сохранения своей репутации перед начальством (гонка за дурацким первым местом месяца) предпочитали жертвовать наши­ми деньгами и здоровьем, но не собственными.

А еще есть такая продуктово-торговая фирма «Фал­кон». Она тесно связана с «СВПООО» (владельцы у них об­щие). Большая часть просроченной продукци, всучивае­мой персоналу «маркетов», была именно от этой фирмы.

Все было хитро спланировано. Если кто-то и захотел бы куда-то заявить, то у него не было доказательств. Весь то­вар записывался под зарплату сотрудников, а расплачива­лись за него директора сразу (кто их знает, как, за свои соб­ственные деньги или из кассового фонда), и чеки соответ­ственно себе забирали.

В-третьих, хитрость была еще и в том, что при приня­тии на работу директора ставили условие: написать заяв­ление: «по собственному желанию». Так сказать, впрок, на всякий случай: вдруг человек загуляет на пару дней, ищи – свищи его, а тут подпись поставил и гуд-бай! Но, наверно, была и другая задумка: какой-нибудь «любитель права ка­чать» начнет их «качать». Например, откажется отравлен­ную колбасу покупать – подпись, и тоже - гуд-бай.

В-четвертых, опишу такой случай. Однажды я недо­дал 17 копеек сдачи, просто в кассе не было 10-ти, 5-ти и однокопеечных монет (администратор не выдал, как обычно, такой номинал). Жертвой «недосдачи» оказа­лась женщина, якобы из ОБЭПА (как потом сказал мне ди­ректор). Тихо позвала администратора, потом поговори­ла с директором, ушла вполне довольная. Мне же после ее ухода директор заявил, что я оштрафован на 500 ру­блей. Я попросил показать штрафную квитанцию, на что получил ответ: «Кроме тебя было еще два штрафа, в об­щей сумме на 2000 рублей, если бы я вам всем показал квитанции, «маркет» был бы оштрафован на 10000 ру­блей». И у других сотрудников «маркетов» были подоб­ные случаи: и на 1000 рублей, и на 2000. В общем оштра­фовали «маркеты», а платили мы, обслуживающий пер­сонал, так сказать, обслуживали погашение его штрафов. Платили за то, что администрация «маркетов» не предо­ставила нам разменную мелочь.

Естественно, от таких, извините, скотских условий люди бегут, кто может найти более-менее приличную ра­боту. Происходит постоянная текучка кадров, работников не хватает, смены не укомплектованы (доходило до 50%), работников заставляли работать в два раза больше, вместо одного своего отдела человек отвечал еще за один и «де­журил» часть смены на кассе, часто и грузчикам на складе приходилось помогать. Никаких дополнительных выплат никто никогда не получал. «Ну, так надо, что же делать – от­вечали директора на планерках. - Если не хочешь – уходи». Но поступая на работу, нуждаясь в ней, человек хотел и го­тов был работать, однако на заранее оговоренных услови­ях, описанных в трудовом договоре, а не при наглой, откро­венной сверхэксплуатации.

Нет профсоюза. Многие из сотрудников не решаются отстаивать свои права, ни поодиночке, ни коллективно. О каких – то акциях протеста даже и говорить не приходит­ся: некоторые приехали из сел, где вообще никакой рабо­ты, любому заработку рады, некоторые обременены се­мьями. Все «держатся за работу», какая бы плохая она ни была. Но главное в этой ситуации то, что нет активных, гра­мотных в правовом отношении и стремящихся к справед­ливости людей.

Мне хочется верить, что в нашем городе возникнет ор­ганизация, защищающая интересы именно сотрудников компаний малого бизнеса, именно в сфере торговли. Ду­маю, для нашего города, где торговые центры растут, как грибы после дождя, это актуально.

Ю. ПРАВДИН ,
г.Астрахань