«Умом Россию не по­нять, в Россию можно только верить!» - при­мерно так изрёк в своём стихотворении именитый русский поэт 19 века. По­зволю себе не согласиться с этим, ставшим крыла­тым, выражением поэта, ведь есть мнение и дру­гого, не менее знамени­того поэта того времени: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна го­спод и Вы, мундиры голу­бые, и Ты, послушный им народ». Есть и у поэта С. Есенина: «Полевая Россия, довольно волочиться сохой по полям, нищету твою видеть больно и берёзам и тополям». Возникает во­прос: почему в огромной стране, богатой природ­ными ресурсами, тради­ционно полунищее насе­ление? Думается, ответ очень прост – оно нищее прежде всего своим духом.

Триста лет татаро-монгольского ига; крепостное право, по сути раб­ство; всегда и поныне поощряемое властями холуйство и угодничество – всё это не могло не наложить на психологию людей отпечаток раб­ства, передающийся из поколения в поколение в течение сотен лет. В ком­мунистической идеологии было зало­жено понимание этого: первыми сло­вами учившихся писать крестьян во времена ликбеза были: «Мы не рабы – рабы не мы!» А по уставу КПСС у коммунистов не должно было быть никаких привилегий, кроме обязан­ности быть примером честности, принципиальности и порядочности во всём. Увы! Поэт и бард советского времени В. Высоцкий, именем кото­рого спекулирует нынешняя власть, пел в своей песне:

Средь суеты и кутерьмы, ах, как давно мы не прямы.

То гнёмся бить поклоны впрок, а то завязывать шнурок.

Коммунисты, надо полагать, были лишь при Ленине и Сталине, потому и экономика двигалась уди­вительными для всего мира темпа­ми. Вот так работает народ, пове­ривший в возможность построения светлого будущего! В нашем районе, да наверное во всей области, един­ственным коммунистом был член Союза Писателей СССР, почётный гражданин села Енотаевка Борис Иванович Жилин, но и он ушёл из жизни, оплёванный за свою принци­пиальность высокопоставленными и пониже «товарищами» по партии. Те, кто жил в советское время, глядя на жизнь дальше своих личных интере­сов, должны помнить, как подобных людей вытесняли из КПСС, заполняя её серыми, беспринципными людь­ми, как проворовавшихся чиновни­ков пересаживали из одного руково­дящего кресла в другое. Когда-то эти людишки, вступая в КПСС, клялись быть верными и полезными делу по­строения справедливого и гуманно­го общества в нашей стране, ныне, занимая должности в буржуазном государстве, не забывают время от времени поплёвывать в социалисти­ческое прошлое.

Отчётливей всего отпечаток раб­ства, «дарованный» нам предыду­щими поколениями, проявляется у тех, кто стремится наверх и плавает по поверхности жизни.

Достаточно вспомнить съезды КПСС, где не было ни одного остро­го, принципиального выступления, были лишь аплодисменты и овации, можно вспомнить и о том, как «луч­шие люди» страны в Госдуме голосо­вали за импичмент президенту стра­ны Ельцину, утратившему народное доверие. Некоторые депутаты, чтобы скрыть трусость перед своими из­бирателями, просто-напросто испо­ртили бюллетени для голосования. Наши тогдашние «лучшие люди» области Гужвин и Анисимов поспе­шили заявить о своём верноподдани­честве разрушителю страны. Такие «двойки» были от каждого региона, и после этого они ещё что-то говорили о преданности своим избирателям, о борьбе с бедностью. Довелось мне с 1978 по 1983 год поработать в колхо­зе, как по иронии именуемом «Стро­итель коммунизма». Я проклял себя за то, что уехал от городского шума и суеты, за свой патриотизм, за то, что обрёк семью на серую унизительную жизнь. Все эти годы были цепью кон­фликтов и поисков справедливости. Глава колхоза, чванливый, умеющий «расстилаться ковром» перед выше­стоящим начальством, очень любил, чтобы и подчинённые не стеснялись перед ним расстилаться. Во мне он сразу увидел опасность для своего благополучия. Колхозная касса была для него как собственный кошелёк, куда он время от времени запускал руку, чтобы гульнуть или «подма­зать» кого-нибудь из начальства. Затраты пытался компенсировать урезанием и без того низкой зарпла­ты колхозоников, и никто не мог ему и слова сказать, несмотря на массу возможностей: правление колхоза, партийная организация, народный контроль, всякого рода собрания, где любой колхозник мог излить свою душу, благо к этому даже призывали сидящие в президиуме.

Колхоз при этом руководителе к 1986 году задолжал государству 12 млн. рублей – деньги в то время астрономического размера.

Начавшаяся перестройка под­твердила казавшуюся нелепой мысль о типичности происходящего по всей стране, а не только в колхозах. Но перестройку, а затем и реформы за­теяли люди с такой же отметиной ра­бов в психологии, поэтому всё пошло вкривь и вкось и оказалось с ног на голову поставленным. Им, охаиваю­щим коммунистическое прошлое, можно уверенно сказать – нечего пе­нять на зеркало, если у самих рожа крива».

Президент РФ Медведев в одном из своих выступлений по телевиде­нию признал, что масштаб корруп­ции в стране достиг размера, угрожа­ющего существованию государства, что возникла необходимость приня­тия экстренных мер, и как всегда за­говорил о создании каких-то служб, общественных палат, где будут под­визаться такие, как Сванидзе, коми­тетов по контролю. Если у людей, представляющих власть, в крови предавать дело, которому служишь, то и способ борьбы с этим должен быть нестандартным. Предложение таково: взамен крайне неэффектив­но действующих ОБЭП необходимо создать службы с названием, скажем так: «Отдел милиции по принужде­нию чиновников к добросовестному исполнению своих служебных обя­занностей», по простонародному это будет звучать коротко: «отдел мили­ции по порке чиновников» (ОПЧ), который рассматривал бы жалобы граждан и в соответствии с тяжестью и циничностью содеянного назначал количество плетей и публично бы ис­полнял наказание. Уверен: насколько ныне власть привлекательна для бес­честных людей, настолько она при таком виде наказания будет для них отталкивающей. Подобный вопрос с предложением был направлен Пу­тину В.В. при его последнем прези­дентском общении по телевидению с гражданами РФ, но ему предпочти­тельней вопрос о том, какой масти у него собака.

И, наконец, в подтверждение сво­его мнения о духовной нищете наше­го народа, считаю нужным ознако­мить читателя газеты с некоторыми доводами.

Мог ли граждански активный на­род устраниться от управления госу­дарством, хотя бы через собрания и сходы, отдав это дело только бюро­кратам и формалистам, мог ли нерав­нодушный народ допустить, чтобы партия, основанная Лениным и поис­тине народная когда-то, засорилась и загадилась карьеристами, жульём, подхалимами и угодниками?

Мог ли уважающий себя народ позволить, чтобы его безнаказанно одурачили референдумом Ельцин и его команда, результатом которого стало предательство дела, за которое проливали кровь и терпели лишения наши деды и прадеды? Ответ один – нет. А наш народ смог.

В. Стародубов ,
с. Енотаевка