Как сообщил глава минэкономразвития Алексей Улюкаев, правительство РФ одобрило меры поддержки отечественной экономики, на­ходящейся в критическом состоянии. По данным зарубежных экономистов, темпы её развития могут заметно снизиться, а риски наступления рецессии — составить 30%.

2013_31_003.png

По признанию председателя правительства Дмитрия Медведе­ва, экономика России слабокон­курентна. Речь, однако, идёт не столько о конкурентоспособно­сти, сколько о том, как избежать стагнации, а в худшем случае — рецессии. Названы основные при­чины падения российской эконо­мики: снижение цен на нефть, спад промышленного производства и инвестиционной активности, от­ток иностранного капитала. И с этим можно согласиться.

Правительство считает, что рецессии пока нет. Однако это заключение применимо толь­ко к ВВП, рост которого в первом квартале нынешнего года соста­вил 1%, во втором — 2,1%. Но ВВП — это не тот показатель, который точно измеряет состояние эконо­мики.

Цена на нефть действи­тельно упала, но это повли­яло только на ВВП, на вну­тренней же экономике никак не сказалось . Средняя цена на нефть за январь—июнь состави­ла 106,53 доллара за баррель. По сравнению с аналогичным перио­дом прошлого года цена снизилась на 4,9%.

Инвестиционная актив­ность тоже упала. Падение инвестиций за полугодие соста­вило 1,4%. Можно сказать, что иностранные инвестиции ушли из России, сегодня их доля составля­ет около 8%.

Ещё хуже положение в ре­альном секторе экономике. Грузооборот упал на 1%, в том чис­ле железнодорожного транспорта — на 3%.

Объём работ в строительстве за первое полугодие сократился по сравнению с тем же периодом 2012 года на 1,9 процента.

Индекс промышленного про­изводства в первом полугодии по сравнению с тем же периодом про­шлого года составил 100,1%. Но это общая цифра. Если посмотреть то­варную структуру выпуска за полу­годие, то рецессия уже наблюдает­ся не только в строительстве и на транспорте, но и в промышленно­сти. От 3 до 10% снижены объёмы производства в металлургии, про­изводстве машин и оборудования, в деревообрабатывающей и цел­люлозной промышленности, про­изводстве транспортных средств.

Уровень производства основ­ных видов продукции по сравне­нию с полугодием прошлого года примерно такой: машин и обо­рудования — 93,5%, двигателей внутреннего сгорания — 61%, тур­бин газовых — 62%, тракторов — 47,7%, металлорежущих станков — 96,3%, легковых автомобилей — 97,3%, грузовых — 95%.

Значительно снижено про­изводство тканей всех видов, трикотажа и швейных изделий. Огромное падение в пищевой промышленности, меньше выпу­скается колбасных изделий, рыбы, растительных и животных масел, молочных продуктов. Производ­ство сахара составило 76%. При этом необходимо отметить, что индекс цен производителей про­мышленных товаров по сравне­нию с полугодием 2012 года вырос на 3,5%. Следовательно, объёмы производства надо корректиро­вать с учётом и этой цифры. Так есть рецессия или нет? Или снижение объёмов производ­ства в России рецессией не считается?

Объём производства продук­ции сельского хозяйства за полу­годие увеличился в действующих ценах на 2% по сравнению с ана­логичным периодом прошлого года. Однако на конец июня пого­ловье крупного рогатого скота в РФ составляло 21 миллион, что на 1,8% меньше, чем в это же время в предыдущем году. Производство молока сократилось на 4,2%, а яиц — на 0,7%, до 21 миллиарда штук.

Оборот оптовой торговли в мае составил 99,2% к соответству­ющему месяцу предыдущего года. Сказывается сокращение платёже­способного спроса. Оборот роз­ничной торговли в первом полу­годии вырос на 3,7%. Однако этот рост сложился за счёт повышения потребительских цен, составив­шего за полугодие 107,2% (к июню 2012 года — 106,9%).

Покупательная способ­ность населения падает из- за низких темпов повышения уровня жизни и резкого роста цен на товары первой необхо­димости. Так, хлеб подорожал на 17%, макароны — на 13,6%, моло­ко — на 6,3%, масло растительное — на 10,3%, картофель — на 24%, свёкла и морковь — на 10%. Реаль­ные же денежные доходы в июне нынешнего года по сравнению с соответствующим периодом пре­дыдущего выросли лишь на 2,2% (в первом полугодии — на 4,4%).

Положение усугубляется ростом безработицы . Общая численность безработных в июне 2013 года увеличилась по сравне­нию с маем на 185 тысяч человек и составила 4 млн. 89 тысяч человек, или 5,4% экономически активного населения. Но это «творчество» статистики. За последние месяцы ликвидировано 412 тысяч пред­приятий малого бизнеса, около миллиона человек лишились рабо­ты, а статистика застряла на уров­не 2011 года.

Несмотря на деградацию экономики, правительство России с упорством идиота продолжает политику выво­да капитала. Объём междуна­родных резервов Российской Фе­дерации по состоянию на 12 июля составил 506 млрд. долларов США.

Совокупный объём Резервного фонда на 1 июля был на уровне 2 трлн. 770,92 млрд. рублей (84,71 млрд. долларов). Фонд националь­ного благосостояния составил 2 трлн. 828,23 млрд. рублей (86,47 млрд. долларов). Однако эти ко­лоссальные средства продолжают обслуживать экономику Запада, в то время как отечественная окон­чательно загибается.

Все антикризисные меры правительство только декла­рирует, но не принимает, ве­леречиво говорит, но ничего не делает. Главной его заботой остаётся накопление средств ради спасения олигархии.

Для реанимации экономики правительство предлагает пять мероприятий: стимулирование и развитие малого и среднего биз­неса, повышение инвестиционной активности, повышение доступ­ности банковского кредитования, общее улучшение делового клима­та и решение отраслевых проблем, связанных с вступлением России в ВТО. Кто бы спорил? Однако мы слышим всё это уже 20 лет. Но делается-то всё наоборот. Малый бизнес наполовину уничтожен. Ин­вестиционная активность на нуле. Банковское кредитование выгод­но только банкам, а не экономике. По тарифной защите от ВТО ничего не делается. Ну а в разваливающу­юся экономику никто ничего вкла­дывать не будет — ни свои, ни за­рубежные инвесторы.

Спасти экономику России мож­но, если принять действительно спасительные меры. Чтобы раз­вивать малый бизнес, нужно в два раза уменьшить его выплаты в фонды социального страхования, которые были увеличены в начале года.

Чтобы повысить инвести­ционную активность, надо вернуть все российские де­нежные средства в страну и передать на кредитование. Кредитную ставку установить на 1% ниже инфляции (по опы­ту Евросоюза), ставку рефи­нансирования ЦБ — на уров­не 5%. Сократить количество банков до 50 единиц, оставив только системные. «Маржу» банков ограничить 3%.

Отменить налог на добав­ленную стоимость (в США его нет) — это сделает россий­скую продукцию конкуренто­способной.

Решение отраслевых проблем в условиях ВТО возможно при помо­щи вышеуказанной инвестицион­ной политики, а также выполнения 54 мер тарифной защиты, которые разработаны в Комитете Госдумы по экономической политике.

Н.В. АРЕФЬЕВ ,
cекретарь ЦК КПРФ,
депутат Государственной думы
«Правда»