На пленарном заседании Думы Астраханской области 29 октября 2015 года было рассмотрено более 30 вопросов. Особое отношение у депутатов различных фракций вызвали два законопроекта - оба касались транспортного налога.

Один «О внесении изменений в статью 3 Закона Астраханской области «О транспортном налоге», в соответствии с которым все резиденты особой экономической зоны, созданной на территории Астраханской области, освобождаются от уплаты транспортного налога сроком на 12 лет (за исключением легкового транспорта). В результате чего, по расчетам аналитиков, бюджет Астраханской области не будет получать ежегодно более 16 млн. рублей.

Другой «О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области «О транспортном налоге», в соответствии с которым увеличиваются ставки транспортного налога на 16 видов транспортных средств из 36. По расчетам Правительства области, эти изменения дадут в областной бюджет около 52 млн. рублей в год.

Эти два законопроекта были внесены на рассмотрение Думы Астраханской области в ситуации, когда:

1. Для формирования бюджета Астраханской области на 2016 год, выполнения социальных обязательств перед астраханцами, для покрытия его расходной части хотя бы на уровне уходящего года, не хватает около 10 млрд. рублей.

2. Поступления в бюджет от транспортного налога в текущем году составили лишь две трети от запланированного. Недоимка составила 270 млн. рублей.

3. Транспортный налог полностью не соответствует своему названию и назначению. Он должен учитывать возмещение ущерба за износ и порчу дорог и вред, нанесенный окружающей среде. То есть чем больше транспортное средство работает, тем больше оно вреда приносит. Оценить этот вред можно лишь количеством использованного топлива.

Таким образом, транспортный налог должен быть вложен в стоимость топлива в виде транспортного акциза. В том виде, в котором он находится сейчас, он не является транспортным налогом, а является налогом на владельцев транспортных средств, т. е. имущественным налогом. Такой налог был введен в СССР, так как в те времена лишь 10-15 процентов населения страны имели личное транспортное средство, и оно приравнивалось к предмету роскоши. Сегодня, с разрушением государственной системы пассажирских перевозок, личное транспортное средство для большинства граждан является жизненной необходимостью. Кроме того, в России уже действует Закон о налоге на роскошь, по которому все транспортные средства стоимостью более 3 млн. рублей облагаются налогом.

Но вернемся к двум законопроектам, вынесенным на рассмотрение Думы АО. Первый полностью освобождает от транспортного налога на 12 лет российских и иностранных граждан и фирм — резидентов Открытой экономической зоны, т.е. людей и компаний не из бедных (предположительно РОСНАНО, Лукойл и др.). Второй - увеличивает транспортный налог на астраханцев: на автобусы, грузовой транспорт, водный, авиационный и мототранспорт.

Увеличение транспортного налога на автобусы и грузовой транспорт приведет к увеличению стоимости проезда для граждан, к удорожанию грузоперевозок и товаров, к банкротству существующих предприятий.

Кроме того, возникает вопрос: «Если ты - резидент Особой экономической зоны, то тебя освободят от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и налога на транспорт на 12 лет, а если ты проживаешь не в ОЭЗ, а в Астраханской области, на своей родине, не один десяток лет имеешь автомобиль и занимаешься бизнесом, то тебя дополнительно облагают налогами. Почему?»

Каждый человек в своей жизни старается «посадить дерево, построить дом, вырастить сына», обеспечить себе и своим детям достойную жизнь не только в период своей трудовой деятельности, но и выйдя на пенсию. Но ему говорят: «Раз ты пенсионер, то не имеешь права иметь жилье более 50 квадратных метров, автотранспорт мощностью более 100 л.с., землю более 6 соток, лодку с двигателем и т.д. То есть если вы жили на зарплату, не грабили, не воровали, не имеете миллионов на счету в банке, то попрощайтесь с тем, что наживали всю жизнь. То есть князю - князево, а тебе – грязево. Не хочется в это верить и этого допускать. Рабочие, крестьяне, фермеры и предприниматели, позволившие для своего личного пользования, для своего бизнеса приобрести старенький автомобиль (тысяч за 200) - пикап или другую легковую машину большой мощности - должны платить налог свыше 45 000 рублей плюс ОСАГО 20000 рублей. Пенсионерам, учитывая среднюю пенсию по России, придется заплатить пенсию за 5,5 месяца. Вот вам и равные условия. Е сли т ы н е о лигарх - з най свое стойло: ты можешь раскатывать губы, пялить глаза, завидовать, мечтать, но владеть не смей.

Самое интересное, что первый закон об освобождении резидентов ОЭЗ от транспортного налога преподносится как благоденствие для астраханцев. А вот второй, повышающий ставки транспортного налога на коренных астраханцев, как мелочь, не требующую беспокойства граждан, который касается только крутых, богатых людей, владеющих легковым автотранспортом мощностью более 250 л.с. - как налог на сверхбогатых, как дополнительный налог на роскошь. Но это неправда. Этот налог распространяется на автобусы, грузовики, водный, авиационный и мототранспорт и может значительно повлиять на жизнь простых астраханцев. Освобождение резидентов ОЭЗ от налога на имущество, налога на прибыль, транспортного налога на 12 лет поставит других астраханских предпринимателей, другие предприятия и организации, всех астраханцев в неравные конкурентные условия.

Недоимка по транспортному налогу составляет около 270 миллионов рублей, а увеличение ставок транспортного налога даст лишь около 52 миллионов рублей.

Вынося данный законопроект на обсуждение Думы АО, Правительство расписывается в полной своей беспомощности по сбору налогов. А где гарантия того, что и эти налоги также не будут собраны и не попадут в областной бюджет? Не лучше ли вместо повышения ставок транспортного налога принять конкретные меры по его собираемости. К примеру, обязать страховые компании выдавать полисы после предъявления автовладельцами квитанций об уплате транспортного налога, а еще лучше - чтобы этот налог был учтен в стоимости топлива в виде акцизов. Тогда и величина поступлений в бюджет области средств от данного налога значительно возрастет и приблизится к 100%.

Учитывая изложенное выше, депутаты Думы Астраханской области не приняли закон Астраханской области в части увеличения ставок транспортного налога. Однако единороссовское большинство приняло в первом чтении законы Астраханской области, касающиеся освобождения резидентов Особой экономической зоны от уплаты в областной бюджет налогов на прибыль, на имущество и транспорт на 12 лет.

Попытки переложить все тяготы либерально-демократического пути развития России на плечи простого труженика, наемного работника, пенсионера и всячески освободить от ответственности власть имущих и олигархат со временем все больше усиливаются.