27001Государственная Дума на пленарном заседании 25 января приняла в первом чтении законопроект, направленный на формирование одноуровневой системы местного самоуправления в России.

Законопроект об организации местного самоуправления в РФ был внесен в Госдуму в декабре 2021 года. Авторами законопроекта выступили председатели комитетов Госдумы и Совфеда Павел Крашенинников и Андрей Клишас.

Новым законопроектом об организации местного самоуправления в РФ закрепляется, что местное самоуправление осуществляется в городских и муниципальных округах, а также внутригородских территориях городов федерального значения. Одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению, считают авторы инициативы.

Кроме этого, проектом закона усиливается ответственность глав муниципальных образований и местных администраций перед губернатором. Одним из оснований для отставки является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Соответствующую инициативу может выдвинуть глава субъекта.

Также глава субъекта вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.

Законопроект также предусматривает, что глава местной администрации замещает муниципальную должность. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий – пять лет.

Отмечается, что основная часть положений законопроекта вступит в силу в 2023 году, переход на новую систему завершится к 2028 году.

По материалам РИА Новости

* * *

Предваряя пленарное заседание Госдумы, депутаты фракции КПРФ Н.В. Коломейцев, М.Н. Матвеев, Г.П. Камнев изложили журналистам позицию партии по данному вопросу.

Н.В. Коломейцев:

Сегодня главный вопрос, который будет рассмотрен на пленарном заседании, это законопроект об общих принципах организации местного самоуправления. Фактически нам предлагают обрубить у дерева корни. То есть, устранить низовые звенья. В 2003 году вот также принимали законопроект, по которому уничтожили одну четверть сельских советов. Хочу напомнить, что Франция составляет одну четверть от Красноярского края. Там - 36750 органов местного самоуправления. В Германии – более 30 тысяч. Обостряется политическое положение на международной арене, а наша власть принимает по сути дестабилизирующий закон.

М.Н. Матвеев:

Новым законопроектом предлагается по факту реорганизовать местное самоуправление в местное государственное управление. Конечно, можно и таким путем управлять территориями, но здесь возникают серьезные риски. По моему мнению, произойдет отчуждение власти от народа.

Здесь мы наблюдаем противоречие с 12-й статьей Конституции. В ней говорится, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Чтобы обойти эту конституционную норму, введено понятие публичной власти. Только никто из юристов не может объяснить, что это такое. По факту же происходит выстраивание вертикали власти.

Вертикаль власти эффективно работает только в условиях военного времени. В мирное время система власти перегружается и даже по простым вопросам гражданам приходится напрямую обращаться к президенту. Мы это наблюдаем все последние годы. Например, девочка из деревни дозвонилась Путину. И теперь президент решает вопрос установки компьютера в школе, в которой учится данная девочка. Это говорит о том, что местное самоуправление деградирует. И это очень тревожный симптом.

Г.П. Камнев:

Действующий 131-й федеральный закон о местном самоуправлении многократно подвергался критике. Какие существуют проблемы на местном уровне? Хроническое недофинансирование. Дотации для местного самоуправления составляют 80-90%. Но это вопрос бюджетной политики, и его можно решить. Существует проблема перераспределения полномочий. Но этот вопрос тоже можно решить.

Существует вопрос кадров и компетенции. И это решаемо. Но решит ли новый законопроект проблемы местного самоуправления? На наш взгляд, он ни одной проблемы не решает. Он только создаст дополнительные проблемы для граждан. Сегодня граждане могут являться инициаторами проектов решений. По предложенному законопроекту граждане лишаются такой возможности. Теперь с инициативой могут выйти либо депутаты, либо чиновники. Глава муниципального образования будет являться государственным региональным чиновником. Он будет напрямую подчиняться губернатору. Решения сходов граждан будут не обязательны. Они станут носить рекомендательный характер.

Происходит деградация местного самоуправления в интересах властной вертикали.

Предполагается, что за счет территориального общественного самоуправления будут решаться все вопросы на низовом уровне (через ТОС). То есть, на практике все вопросы будут решаться за счет жителей. Получается, вы свои проблемы (дороги, водоснабжение и прочее) решайте сами за свои средства. А нам не мешайте управлять.