К Дню организации мореходных и высших мореходных училищ.

«Кадры решают все», - любил говорить И.В. Сталин. Грамотный опытный специалист, любящий свое дело, всегда будет искать пути совершенствования своей работы. Плохо подготовленный, да к тому же не испытывающий особого интереса к своей профессии, будет имитировать «бурную деятельность», создавать видимость работы. От таких «спецов» часто возникают проблемы и беды. Станет предприятие банкротом или лучшим в отрасли во многом зависит от кадров. В первую очередь от руководителей.

В советское время было Министерство морского флота СССР, в РСФСР – Министерство речного флота. После преступного развала СССР упразднили и ММФ СССР и Минречфлота РСФСР. Морской и речной флот включили в структуру Минтранса РФ. И сразу рухнуло все, что создавалось не десятилетиями, а столетиями, в том числе и династии специалистов. Рухнула стройная работоспособная структура: порты, заводы, социальная среда и все вспомогательные подразделения, обслуживающие государственный флот.

Царь Петр I понимал значение флота, он говорил: «Без мощного флота нет могучей России». «У России две руки – одна армия, вторая флот». Поэтому он уделял огромное внимание не только строительству флота, но и подготовке кадров для него. Морская Коллегия, созданная Петром, впоследствии переросла в Морское Министерство. Впервые оно было создано в 1802 году и возглавил его Н.С. Мордвинов – вице-адмирал. Впоследствии стало два министерства: Министерство Военно-морского флота (ВМФ) и министерство морского флота (ММФ). Каждое морское министерство имело в своей структуре учебные заведения для подготовки необходимых специалистов.

В годы Великой Отечественной войны торговый флот понес большие потери.

1943 г. Идут жестокие бои с фашистами на суше, в воздухе и на море. После победы на Курской дуге советские люди окончательно поняли, что фашистам сломали хребет и впереди окончательная победа . Хотя до нее еще было далеко. В стране много сирот и полусирот. И вот в это сложное время по инициативе Председателя Государственного Комитета Обороны (ГКО) И.В. Сталина было поручено главе Наркомвода Ширшову создать инициативную группу по обобщению опыта, советского и иностранного, и подготовить предложения по совершенствованию морского образования с учетом сложившейся ситуации, когда нужно не только учить, но и растить и воспитывать молодое поколение людей, оказавшееся в трудном материальном положении. Поручение было выполнено, подготовлены конкретные предложения. Так родились следующие правительственные документы.

1. Постановление Государственного Комитета Обороны от 5 марта 1944 года «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота». Существовавшие ранее в системе Наркомморфлота морские техникумы были реорганизованы в высшие мореходные и мореходные училища. Это постановление ГКО, принятое в знаменательные дни исторических побед Красной Армии, коренным образом изменило систему обучения и воспитания командных кадров морского флота, создало условия для подготовки квалифицированных судоводителей, инженеров и техников, отвечающих высоким требованиям современной техники судовождения и управления сложными судовыми и портовыми механизмами.

2. Постановление Совета Народных Комисаров, вышедшее в июле 1948 года, о первом наборе курсантов и начале занятий.

3. Приказ Народного комиссара Морского флота от 21 февраля 1946 года «Об установлении 5 марта днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ».

Наши высшие мореходные училища были созданы по бассейновому признаку: в Ленинграде, Одессе, Владивостоке. Средние мореходные училища по производственно-территориальному: Баку, Батуми, Рига, Таллинн, Одесса, Архангельск, Астрахань и т.д. Более того, мореходные училища имели 1-2 базовых специальности, необходимые для всей страны. Так, Астраханское морское училище имело базовые специальности – судоремонт и совмещенку (судоводитель-механик), Ростовское – дноуглубление, Ленинградское – радиоспециалистов, Одесское – грузоподъемные машины и механизмы. В зависимости от необходимости в училища добавлялись другие специальности – судоводители, механики, электромеханики.

К концу лета 1944 года выстроилась четкая система морского образования. Четыре вуза: Одесский институт инженеров морского флота и три Высших мореходных училища, 15 сузов: 14 мореходных училищ и 1 техникум (Чарджоу), сеть УКК (учебно-курсовых комбинатов) и мореходных школ, впоследствии добавились ПТУ. Всей этой системой руководило Управление учебных заведений Министерства морского флота. Со временем наша система подготовки кадров для ВМФ стала лучшей в мире. В США до 1936 г. система морского образования по сути отсутствовала. В 1936 году Конгресс учредил Корпус кадетов гражданского флота. Американцы внимательно изучали наш опыт, но если мы своих специалистов готовили на основе фундаментальных знаний, то американцы ограничились подготовкой специалистов – эксплуатационников.

В середине 80-х годов советские мореходные училища имели хорошую материальную базу, опытных преподавателей, воспитателей и руководителей. В распоряжении МУ находились учебно-производственные суда, парусные суда, в том числе легендарный барк «Товарищ», яхт-клубы, спортивно-парусные базы, прекрасно оборудованные мастерские и лаборатории, что позволяло готовить хороших специалистов для морского флота. Выпускники учебных заведений морского флота стали капитанами современных судов, директорами заводов, руководителями портов, крупными научными работниками в разных отраслях, в т.ч. и в космосе, возглавили учебные заведения, стали работниками центрального аппарата и даже министрами. В конце 80-х годов и чопорные англичане, и богатые американцы, и представители других морских государств вынуждены были признать: морское образование в Советском Союзе – лучшее в мире.

***

Упоминаемым выше постановлением ГКО от 5 марта 1944 г. было организовано Астраханское мореходное училище. Этот день стал днем его рождения. При организации училища ему передали здание на ул. Богдана Хмельницкого и двухэтажное здание для проживания курсантов, т.е. флотский «экипаж». Назначено руководство, утвержден штат преподавателей и сотрудников, прибыла группа боевых офицеров для организации военно-морского цикла. Училище готовило и офицеров запаса. Курсанты находились на полном государственном обеспечении по существующей норме высших военно-морских училищ.

Первыми курсантами в основном были сыны полков, сироты или полусироты. Время было трудное. Кроме занятий все сотрудники и курсанты работали над созданием материально-технической базы, не считаясь со временем и бесплатно. При необходимости помогали городу и области, но и город помогал училищу.

В начале 90-х годов АМУ занимало лидирующие позиции как среди СУЗов области, так и в Управлении учебных заведений ММФ. Училище имело 2 общежития, лабораторную базу, мастерские, спортзал, гребно-парусную базу. Военно-морской цикл получил отдельное здание, библиотека насчитывала 85 тыс. книжного фонда, клуб на 450 мест, один из лучших духовых оркестров. Работал судомодельный кружок, клубная самодеятельность, экспериментально-конструкторское бюро и многое другое. Контингент курсантов достиг более 1500 человек, да еще свыше 500 заочников. За прошедшие годы училище выпустило около 15 000 специалистов для флота.

5 марта с.г. отмечается 65-я годовщина организации Астраханского мореходного училища. В связи с этой датой выражаю искреннюю благодарность всем сокурсникам и тем, кто нас учил и воспитывал, с кем впоследствии пришлось работать. С праздником, дорогое училище!

Выпускники училища 1957 г.,

В.Д. Усов ,
начальник училища
с 1977 по 1988 года.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В канун распада СССР морской транспорт представлял собой передовую отрасль народного хозяйства. Он развивался по законам расширенного воспроизводства при полном самофинансировании, перечисляя при этом в виде свободного остатка прибыли свыше 1 млрд. руб. в государственный бюджет. Вклад Минморфлота в платежный баланс страны составлял более 3 млрд. ам. долл. в год. В последнее десятилетие существования Минморфлота отечественный торговый флот полностью удовлетворял потребности страны в перевозках экспортно-импортных грузов и, экспортируя услуги, зарабатывал около 1 млрд. ам. долл. в год.

В ходе административно-приказной приватизации пароходства из комплексных производственно-технологических и экономических структур превратились в судоходные компании. Отделившиеся от пароходства порты, базы технического обслуживания и другие подразделения продолжали дальнейшее дробление, акционирование, приватизацию государственной собственности в ущерб интересам государства…

О необходимости быстрейшей ликвидации образовавшегося правового вакуума в деятельности морского транспорта и создания реальных предпосылок к его возрождению говорится в последние годы на многочисленных конференциях и международных форумах. При этом все настойчивее и аргументированней выдвигается требование восстановления централизованной системы управления через самостоятельное Министерство морского флота.

Обидно за непреемственность хорошего при смене поколений. Но хочется все же верить, что с просторов Мирового океана не исчезнет Государственный флаг России.

Т. Гуженко ,
Министр морского
флота СССР