В Астраханском областном суде проходят слушания по делу бывшего зама прокурора Со­ветского района г. Астрахани Марка Марзаева. Напомним, что 11 декабря 2008 г . Марзаев был признан виновным в покушении на получение взятки в крупном размере (ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.290 УК РФ) и приговорен к семи годам лише­ния свободы. После отмены этого приговора Верховным судом состоялось новое судебное рас­смотрение, в результате которого Марзаев был вновь признан виновным, но был приговорен уже к пяти годам. После отмены Верховным судом и этого приговора началось третье рассмотрение данного дела.

Все выводы, сделанные автором данной ста­тьи, основаны на глубоком изучении судебных и следственных материалов, а также на показа­ниях участников процесса, услышанных в зале суда. Не претендуя на то, что данные выводы являются истиной в последней инстанции, нам они представляются верными, а главное – пока­зывают сегодняшнее состояние системы право­охранительных органов нашей области.

ДОЛГПЛАТЕЖОМКРАСЕН

Вдалекие 90-е годы, «времена Мавроди», со­всем еще молодой Марк Марзаев, только что окон­чивший Саратовский юридический институт, в би­льярдной Астраханского кремля знакомится с неким Александром Ерофеевым по прозвищу «Халява». Такое прозвище он получил потому, что давал в долг нуждающимся под проценты, этим и зарабатывал себе на жизнь. «Халява» вместе с Марзаевым игра­ют на бильярде, а после начинают вести совмест­ный бизнес, также связанный с кредитованием клиентов. Одним из таких клиентов стал Арам Гри­горян. Втечение года Григорян выплачивал своим кредиторам проценты, возвращал деньги частями и вновь занимал. Но впоследствии перестал отдавать деньги. А после бесследно пропал. Икредиторам, которые безуспешно пытались его отыскать и убе­дить отдать долг, стало ясно, что деньги ушли без­возвратно.

В1998-м году Марзаев случайно встретил Гри­горяна, но долг так и не получил. А в 2002 г . стало известно, что Григорян состоит в ОПГ «Татарский профсоюз».

Неожиданный поворот эта, казалось бы, вполне житейская история, приобретает в 2003 году, когда Григорян вместе со своими подельниками Акимце­вым и Заплавским был арестован по обвинению в вымогательстве. Ипроизошло это как раз в дежур­ные сутки Марка Марзаева, который к тому времени занимал уже должность заместителя прокурора Ле­нинского района города Астрахани. Понимая щекот­ливость своего положения в данной ситуации, Марк Михайлович сразу же доложил о существовании долга между ним и Григоряном прокурору района А. Донченко, который предупредил Марзаева, что в случае поступления жалоб отстранит его от дела.

Через две недели Марзаеву позвонил знакомый Григоряна Худовердян и попросил о встрече. Входе трех встреч Худовердян пытался склонить Марзае­ва к тому, чтобы тот изменил Григоряну меру пресе­чения, и тогда будет решен вопрос о долге. Марзаев не стал связывать возврат долга с изменением меры пресечения Григоряну и ответил, что если Григорян хочет вернуть долг, пусть возвращает Ерофееву. Но на ход следствия это никак не повлияет.

Поняв, что Марзаев ни при каких условиях не со­гласится вмешаться в ход следствия, Худовердян - также член ОПГ «Татарский профсоюз» - решает организовать против него провокацию. Договорив­шись с Ерофеевым о встрече с целью возврата дол­га, Худовердян пишет заявление в УБОП о попытках вымогательства взятки. На встрече в кафе «Бистро» Ерофеев, а также подвозивший его туда знакомый Худовердяна Аракелян были задержаны.

После описанных событий в отношении Марка Михайловича Марзаева была проведена проверка, в ходе которой в его действиях состава преступле­ния не нашли. Но поскольку он совершил дисци­плинарный проступок, согласившись встретиться с Худовердяном, то был переведен в прокуратуру Волгоградской области, где стал работать под не­посредственным началом С. Боброва, нынешнего Руководителя Следственного управления След­ственного комитета при прокуратуре Астраханской области.

Через несколько лет Григорян, получивший вна­чале условный срок, а после реальный, но скрыв­шийся от следствия, умирает от диабета. Худовер­дяна убивают. Марзаев работает в Волгограде. Со своим непосредственным начальником Бобровым у него складываются хорошие деловые отношения. Причем сам Бобров в то время отмечает, что дей­ствительно все, что случилось с Марзаевым, – это провокация. На этом криминальная часть истории могла быть закончена, но не тут-то было, она лишь перешла в новое качество и приняла характер не бандитских, а прокурорских разборок между собой.

ИЗОГНЯДАВПОЛЫМЯ

В2005 г. С. Бобров был назначен заместителем прокурора Астраханской области. Зная профессио­нальные качества Марка Марзаева, он предлагает ему работу в прокуратуре Астраханской области и тот, естественно, соглашается. В2005-2006 гг. С. Бо­бров и тогдашний прокурор Астраханской области Е. Волколупов неоднократно направляли Марзаева в командировки на Северный Кавказ. А в июле 2006 г . Марзаев стал заместителем прокурора Советско­го района г. Астрахани.

Но осенью 2006 г . Марзаеву было предложено занять должность начальника следственного управ­ления прокуратуры республики Калмыкия, на что он согласился. А вот Бобров по непонятным причинам или в силу своих индивидуальных особенностей крайне негативно отнесся к переводу Марзаева в Калмыкию. Виюне 2007 года документы Марзае­ва были отправлены в Москву как на кандидата на должность руководителя следственного комитета при прокуратуре республики Калмыкия. Ив этом он составил конкуренцию другу С. Боброва – И. Напал­кову. После этого в августе 2007 г . на него обрушил­ся поток анонимок, в которых говорилось, что он брал взятку в Астрахани в 2003 г .

Пока рассматривались анонимки, на вакантную должность был назначен не Марзаев, а Напалков. Закрученная интрига осложнялась еще и тем, что у Марзаева на руках имелись документы о причаст­ности Напалкова к поставкам фальсифицирован­ной водки с Северного Кавказа в центральную часть России через Калмыкию. Ивот, чтобы нейтрализо­вать Марзаева, против него было возбуждено уго­ловное дело по обвинению в покушении на получе­ние взятки в 2003 году.

Астраханский областной суд дважды выносил обвинительный приговор в отношении Марзаева, и дважды он был отменен Верховным судом, а дело направлялось на новое рассмотрение. Его «соу­частник» Ерофеев, желая смягчить свою участь, признал себя виновным и заявил, что никакого дол­га у Григоряна перед Марзаевым и перед ним не было, а всю эту историю он придумал. За свое «со­действие» следствию и «раскаяние» Ерофеев был приговорен к шести годам лишения свободы, но суд счел возможным считать наказание условным с ис­пытательным сроком в 4 года. Внастоящее время Ерофеев находится на свободе и проходит по делу лишь как свидетель.

МЕРТВЫЕМОЛЧАТ, ЖИВЫЕСИДЯТ…

Несмотря на то, что ряд документов (напри­мер, стенограмма разговора между Марзаевым и Худовердяном, объяснения последнего о том, что он разговаривал с Ерофеевым о долге Григоряна, оперативные милицейские документы, где также указывается, что речь идет о долге и др.), а также по­казания свидетелей (например, прокурора Донченко и его замов о том, что Марзаев доложил им о нали­чии долга Григоряна перед ним в день задержания последнего, а также докладывал о каждом визите Худовердяна, показаний Аракеляна о том, что всег­да речь шла о долге, и др.) уличают Ерофеева во лжи и говорят о невиновности Марзаева, суд упорно принимает сторону гособвинения и выносит обвини­тельные приговоры в отношении Марзаева.

Сам Марк Марзаев утверждает, что дело против него сфабриковано из-за личных неприязненных от­ношений со стороны руководства областной проку­ратуры и Следственного комитета, которые имеют огромное влияние на Астраханский суд.

Характерно и то, что суд в данном случае вы­носит постановления, фактически руководствуясь показаниями лиц, имеющих весьма сомнительную репутацию. Как мы уже упоминали, Григорян и Ху­довердян являлись членами ОПГ «Татарский про­фсоюз». Худовердян уже привлекался к уголовной ответственности и имел отрицательную характе­ристику из мест заключения. Сдругой стороны, не­однократные проверки в отношении Марзаева, как 2003-го, так и 2006-го года, когда материал по жалобе Худовердяна дважды направлялся в Гене­ральную прокуратуру и возвращался без замечаний по миновании надобности, показали провокацион­ность и надуманность заявлений Худовердяна.

Марк Марзаев за время своей работы в орга­нах прокуратуры имел лишь поощрения и награ­ды. Имеет на иждивении двоих малолетних детей. Поручительство за него с просьбой об изменении меры пресечения дали двое Героев России - Дум­ченков и Чириков.

Тем не менее, суд, как будто послушно выпол­няя волю Следственного комитета области, не из­меняет меры пресечения и выносит обвинительные приговоры.

Внастоящее время слушания в ходе третьего судебного рассмотрения дела Марзаева-Ерофеева продолжаются. Сам Марк Марзаев уже почти два года находится под стражей.

Дмитрий Писарев ,
Обком КПРФ