12 июля астраханцы отме ­ тили День рыбака . Когда - то это был праздник огромных трудо ­ вых коллективов : рыболовецких колхозов , Базы морского лова , де ­ сятков рыбоперерабатывающих предприятий и работников спе ­ циализированных предприятий торговли , реализующих рыбную продукцию .

Недавно одна мадам мне заяви ­ ла :

- Думаете , мне хорошо при коммунистах было ? Я за продук ­ тами в Москву ездила .

Я не ездила. На свою учительскую зар­плату от души кормила семью ухой, котле­тами, тефтелями, пельменями и жарехой из свежайшего судака и сазана (соот­ветственно по 0,8 и 1,2 рубля за 1 кг ). Приобрести живую рыбу можно было в десятках садков. Они встречались на каждом шагу. Об утках, курах, яйцах с наших птицефабрик не говорю (не в тему), но в доброкачественности и этих продуктов, которыми были полны га­строномы, можно было не сомневать­ся.

Правда, возможно мадам имела в виду годы горбачёвского саботажа. Но даже тогда, когда преступно уничтожа­лись тысячи тонн товаров, в т.ч. продо­вольствия, чтобы вызвать у населения ненависть к советской власти, а заодно открыть советский рынок для отрав­ных ножек Буша, далеко не первой све­жести буйволятины и кенгурятины, в Астрахани всякая рыбная продукция была. Торговали ею цивилизованно. Кроме садков были прекрасно обору­дованные магазины. Например, «Каспий». Глава «Росрыболовства» г.Крайний пообе­щал, что в Астрахани появится магазин «Океан». Но… обещанного три года ждут.

А пока астраханцы приобретают рыбу с земли. Здесь её реализуют в зной, в мороз, осенне-весеннюю распутицу в основном женщины. Качество, конечно, никто не га­рантирует. Приобретением можно и отра­виться.

Рыба браконьерская. Но браконьерами промрыбаки стали не по своей воле. Их буквально загнали в этот преступный про­мысел власти, задушившие большинство колхозов.

Так чей же это был праздник? Рыбаков- любителей? Ловцов-браконьеров поневоле? Спекулянтов-перекупщиков? Или мы в сво­ём когда-то рыбном краю чествовали рыба­ков Прибалтики, Дальнего Востока? Они нам поставляют и хека (раньше ни один уважающий себя астраханец его не ел, а те­перь отваливает по 127 руб. за кг), и минтая, и путасу, и морского языка (в 1 кг этой рыбы вморожено не менее 300 граммов воды), и лосося. В год мы, астраханцы, потребляем почти 24 миллиона килограммов рыбы, но 15 миллионов из них - рыба привозная.

Росстат ещё как-то учитывает рыбную продукцию, которую производит наш ре­гион. По его данным, в прошлом году мы произвели её в количестве 67200 тонн, а вы­ловили рыбы 45300 тонн, ввезли морской, океанической рыбы и морепродуктов 15400 тонн. Невесёлая статистика для астрахан­ских рыбаков.

В шутке Ф.Э. Дзержинского «вобла спасла революцию» есть большая доля правды. В годы Гражданской войны ею пи­талась вся Россия.

В Великую Отечественную войну раз­ведчики всех фронтов и многие партизаны с благодарностью вспоминали астраханцев за их рыбные сухари: размочил их в котелке – вот тебе и наваристая уха.

Наша рыба, особенно сушёная, не раз спасала от голодной смерти тысячи людей. Сейчас одна воблёшка среднего размера стоит не менее 50 рублей. Чем же спасаться будем, если «из-за бугра» нам поток третье­сортного продовольствия перекроют?

Неделю назад я вернулась из Москвы. Охлаждённый судак в магазине – 110 ру­блей за 1 кг , сазан – от 70 рублей.

В Астрахани эта рыба даже на несанк­ционированных рынках дороже.

Не хотите, мадам, в Москву отправить­ся за свежей рыбой?

Т. КОЖ Е ВНИКОВ А ,
обком КПРФ