b_238_238_16777215_0_0_images_news_2025_05.25_10.05_95a29a11-3725-48dc-a358-baba577de2e6.jpgО книге Рустема Вахитова «Ленин и мы»

Новая книга философа и публициста Рустема Вахитова - не сугубо историческое исследование и не философский трактат. Скорее, это попытка откровенного разговора о ключевой фигуре российской истории, равной которой по масштабам и степени влияния, пожалуй, и нет. Разговор на понятном и доступном каждому мало-мальски образованному человеку языке.

Автор сознательно, как кажется, избегает усложнения формы своей книги и стремится разговаривать по-простому о сложных и невероятно важных вещах, без осмысления которых российское общество просто увязнет в идеологическом болоте.

Дело ведь не только в разоблачении деструктивных мифов о Ленине, которое анонсируется в подзаголовке. Автор смело заявляет, что без спокойного и взвешенного понимания роли Ленина в истории Отечества трудно будет вообще выстраивать какой-то образ будущего. Нынешняя российская власть этим, понятно, не озабочена, а вот будущим поколениям придётся хорошо призадуматься.

Рассуждая о Ленине, автор избегает и того культа вождя, который существовал в советское время, и, естественно, разоблачает всю ту галиматью, что позднее стали распространять лениноеды всех мастей.

В книге много занимательных фактов почитания Ленина сегодня в разных частях планеты: в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке. Но гораздо важнее вопрос, поставленный автором: а не повторится ли с Лениным и ленинизмом та же история, что и с буддизмом в Индии (где основное население всё так же исповедует индуизм), или с христианством в иудейской среде (где учение Христа считается ересью)? Иными словами, станет ли Ленин вождём мирового (но не российского) пролетариата? Возможно ли уважение и почитание Ленина теми, кто отрицает его марксистские взгляды, атеизм или методы политической борьбы? Ответ автора: не только возможно, но и жизненно необходимо. Иначе ведь всю российскую историю последних ста лет можно признать «незаконной» и «отменить». А после и государственность, и сам народ российский.

Книга Вахитова наполнена полемикой. Один за другим рушатся мифы под тяжестью правды: о нерусском якобы происхождении Ленина, обусловившим его неприязнь ко всему русскому, о пресловутой мине (или бомбе), заложенной под здание российской государственности, о «жестокости» Ленина и его склонности к террору как методу решения политических вопросов и многом другом.

Отталкиваясь от работы Ленина «Либерализм и демократия», сопоставляя события прошлого и настоящего, автор делает вывод об антидемократической сущности российского либерала - как сегодняшнего, там и столетней давности.

Не боясь рассматривать альтернативные варианты развития истории, автор в главе «Ленин - спаситель России от фашизма» делает и вовсе революционные заключения, смело заявляя, что если бы не Ленин, страна наша могла бы встать совсем на иной путь развития, как это произошло в Италии и Германии. И та великая Россия, о которой мечтал Столыпин, при реализации его замыслов была бы фашистской. И при любом исходе новой мировой войны русский народ уж точно бы оказался проигравшим.

Ленин в книге Вахитова, при всей её комплиментарности по отношению к вождю революции, - не икона, а предмет изучения. Вахитов, как когда-то и сам Владимир Ильич, против культа личности Ленина, но за его гражданское почитание, от которого зависит будущее страны.

В заключение автор приводит слова о Ленине русского философа Николая Устрялова: «Пройдут годы... И умрёт личная злоба, и «наступит история». И тогда уже все навсегда и окончательно поймут, что Ленин - наш, что Ленин - подлинный сын России, её национальный герой...»

С этой верой автор завершает книгу. Но важные разговоры о Ленине, конечно, ещё впереди.

Александр Токарев