Жизнь есть деяние

Исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького - писателя, публициста, драматурга, революционера-подпольщика, общественного деятеля. «Он был биографией своего века» (К. Федин).
 
Жизнь его тесно связана с Волгой. «Его полноводная жизнь, подобная его родной Волге, … неслась в его творениях потоками мыслей и образов». (Р. Роллан).
Прежде чем стать писателем, А.М. Горький исходил огромную часть нашей страны. «Капитализм я изучал в крендельной пекарне Василия Семёнова и на рыбных промыслах Беззубикова», - говорил Алексей Максимович. 
 
У границ теперешнего Трёхизбинского участка Астраханского заповедника в конце XIX в. был залив Кабанкуль. На его северном берегу – сёла Зеленга, Маково, дальше, в море, на острове – Тишково. В этих местах, ставших давно сушей, был – Кабанкул-бай, один из богатейших лицевых промыслов Беззубикова. Здесь, а затем у Бирючьей Косы трудился будущий писатель. 
 
Беззубиков слыл самым жестоким эксплуататором из всех астраханских рыбопромышленников. Весной 1899 г. был небывало обильный ход рыбы. Цены на неё резко упали. Беззубиков приказал зарывать уловы в специально приготовленные ямы. Передовая общественность была возмущена злостным истреблением народного достояния.
Истории «рыбных кладбищ» Горький посвятил одну из статей в газете, а через несколько десятилетий она нашла отражение в эпопее «Жизнь Клима Самгина: «Мы вот первая страна в Европе по обилию рыбы, а рыбоводство у нас варварское, промышляем рыбу – хищно, грабительски…»
 
Горький первый ввёл в литературу тему жизни каспийских рыбаков. Здесь он встретил людей, которых не удовлетворяет существующий строй, вольнолюбивых, ищущих свободной жизни.
 
«Какой крепкий, богатый силами народ!» («На шхуне по Каспийскому морю»).
 
Им сродни красота природы, величие морских просторов.
 
«Всё имеет старинный сказочный вид – вспоминается возвращение Степана Разина из персидского похода. Ловцы, хорошо потрудившиеся и возвращающиеся домой, не только веселы, но и полны сознания своей силы и значительности, законности своих прав на счастье и радость жизни». («Едут»).
Сродни им образ летящей по волнам шхуны. Её стремительный полёт напоминает гоголевскую «птицу-тройку». 
 
Никем из русских писателей Каспий не воспет так вдохновенно-поэтически, как молодым Горьким.
 
«Море - смеялось. Под лёгким дуновением знойного ветра. Оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна за другую на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило, море – тем, что отражало его ликующий свет…» («Мальва»).
 
Низовья Волги и Каспий мы видим в рассказах, повестях, романах: «У моря», «Мальва», «Мои университеты», «Коновалов», «На шхуне по Каспийскому морю», «Едут», «Два босяка», «Весельчак», «Разбойники на Кавказе», «Жизнь Клима Самгина».
 
Эти произведения не входили в школьную программу, но с ними с удовольствием знакомились на уроках внеклассного чтения, изучали в факультативах. 
 
На всю жизнь запоминались ребятам дни и ночи, проведённые в турпоходах «Вслед за Горьким по дельте Волги и взморью Каспия». Как проникновенно звучали из ребячьих уст ночью у костра горьковские строки: «В жизни всегда есть место подвигам…», «Безумству храбрых поём мы песню…», «Человек – это звучит гордо…», «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. Да здравствует человек, не умеющий жалеть себя!» 
 
Возникали споры. И не только о литературе. О том, например, почему мы сидим на земле, где всего несколько десятков лет назад плескалось море. Звучали «мудрёные» термины: «бифуркация, трансгрессия». Будто не сельские мальчишки и девчонки беседуют, а гидрологи, геофизики.
 
Сегодня в школьную программу по литературе из всего великого горьковского наследия включено только одно произведение – пьеса «На дне». Причём учителям настоятельно рекомендуют «показать учащимся, что главный герой произведения – Лука». Утешитель, для которого люди – «хлам народ». И ведь есть учителя, которые этим рекомендациям следуют.
А после уроков безропотно выслушивают требование: «На выборы прийти всем, проголосовать до обеда». И идут, голосуют. «Печально я гляжу на наше поколение».
Исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького - писателя, публициста, драматурга, революционера-подпольщика, общественного деятеля. «Он был биографией своего века» (К. Федин).
Жизнь его тесно связана с Волгой. «Его полноводная жизнь, подобная его родной Волге, … неслась в его творениях потоками мыслей и образов». (Р. Роллан).
Прежде чем стать писателем, А.М. Горький исходил огромную часть нашей страны. «Капитализм я изучал в крендельной пекарне Василия Семёнова и на рыбных промыслах Беззубикова», - говорил Алексей Максимович. 
У границ теперешнего Трёхизбинского участка Астраханского заповедника в конце XIX в. был залив Кабанкуль. На его северном берегу – сёла Зеленга, Маково, дальше, в море, на острове – Тишково. В этих местах, ставших давно сушей, был – Кабанкул-бай, один из богатейших лицевых промыслов Беззубикова. Здесь, а затем у Бирючьей Косы трудился будущий писатель. 
Беззубиков слыл самым жестоким эксплуататором из всех астраханских рыбопромышленников. Весной 1899 г. был небывало обильный ход рыбы. Цены на неё резко упали. Беззубиков приказал зарывать уловы в специально приготовленные ямы. Передовая общественность была возмущена злостным истреблением народного достояния.
Истории «рыбных кладбищ» Горький посвятил одну из статей в газете, а через несколько десятилетий она нашла отражение в эпопее «Жизнь Клима Самгина: «Мы вот первая страна в Европе по обилию рыбы, а рыбоводство у нас варварское, промышляем рыбу – хищно, грабительски…»
Горький первый ввёл в литературу тему жизни каспийских рыбаков. Здесь он встретил людей, которых не удовлетворяет существующий строй, вольнолюбивых, ищущих свободной жизни.
«Какой крепкий, богатый силами народ!» («На шхуне по Каспийскому морю»).
Им сродни красота природы, величие морских просторов.
«Всё имеет старинный сказочный вид – вспоминается возвращение Степана Разина из персидского похода. Ловцы, хорошо потрудившиеся и возвращающиеся домой, не только веселы, но и полны сознания своей силы и значительности, законности своих прав на счастье и радость жизни». («Едут»).
Сродни им образ летящей по волнам шхуны. Её стремительный полёт напоминает гоголевскую «птицу-тройку». 
Никем из русских писателей Каспий не воспет так вдохновенно-поэтически, как молодым Горьким.
«Море - смеялось. Под лёгким дуновением знойного ветра. Оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна за другую на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило, море – тем, что отражало его ликующий свет…» («Мальва»).
Низовья Волги и Каспий мы видим в рассказах, повестях, романах: «У моря», «Мальва», «Мои университеты», «Коновалов», «На шхуне по Каспийскому морю», «Едут», «Два босяка», «Весельчак», «Разбойники на Кавказе», «Жизнь Клима Самгина».
Эти произведения не входили в школьную программу, но с ними с удовольствием знакомились на уроках внеклассного чтения, изучали в факультативах. 
На всю жизнь запоминались ребятам дни и ночи, проведённые в турпоходах «Вслед за Горьким по дельте Волги и взморью Каспия». Как проникновенно звучали из ребячьих уст ночью у костра горьковские строки: «В жизни всегда есть место подвигам…», «Безумству храбрых поём мы песню…», «Человек – это звучит гордо…», «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. Да здравствует человек, не умеющий жалеть себя!» 
Возникали споры. И не только о литературе. О том, например, почему мы сидим на земле, где всего несколько десятков лет назад плескалось море. Звучали «мудрёные» термины: «бифуркация, трансгрессия». Будто не сельские мальчишки и девчонки беседуют, а гидрологи, геофизики.
Сегодня в школьную программу по литературе из всего великого горьковского наследия включено только одно произведение – пьеса «На дне». Причём учителям настоятельно рекомендуют «показать учащимся, что главный герой произведения – Лука». Утешитель, для которого люди – «хлам народ». И ведь есть учителя, которые этим рекомендациям следуют.
А после уроков безропотно выслушивают требование: «На выборы прийти всем, проголосовать до обеда». И идут, голосуют. «Печально я гляжу на наше поколение».