14006Прочёл на сайте «Литературной газеты» информацию «Антологии возродят литературное братство» о заседании Организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации. В числе «главных событий в литературно-общественной повестке весны и начала лета» назван и выпуск «серий антологий современной литературы стран СНГ». Замечательно! Ассоциация союзов писателей и издателей действует!

Однако потом восторг несколько поубавился.

Оказывается, работа над пилотными антологиями проекта – современной русской прозы и современной русской поэзии – идёт давно и, судя по всему, уже заканчивается. Обе книги будут переведены на 11 языков народов СНГ. Об этом с гордостью рассказал составитель антологии прозы, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей Сергей Шаргунов.

«Писатели в нашем сборнике очень разные: мировоззренчески, поколенчески, стилистически. Но это всё неважно: при всём разнообразии получилась своего рода  симфония отечественной литературы. Это даже не преемственность,  а просто течение одной реки».

Здорово сказано! Вот только на новом корабле под названием «Антология», который вот-вот отправится в плавание по этой реке, не нашлось места астраханским писателям. Они попросту не знали об этом начинании. Как, впрочем, и во многих других городах и весях России. Резонный вопрос не только к С.Шаргунову, но и руководителям нашего Союза писателей: а почему так? Почему не было никакой информации о таком важном деле? Понятно, что не все «рылом вышли» для включения в антологию, но попытаться-то можно было! Хотя, может быть, это только наша провинция осталась в девственном неведении, а все остальные были вовремя оповещены? Сомневаюсь… И потому слова С.Шаргунова о том, что «работа по консолидации литературного пространства – это работа по консолидации нашего общества» не убеждают. Какая же это консолидация?

На этом же заседании «поэт Максим Амелин рассказал о принципах отбора имён для поэтической антологии: в ней будут имена поэтов, удостоенных не менее чем двумя премиями – государственными и (или) цеховыми.  Амелин выразил надежду, что стихотворная антология «станет творческим и интеллектуальным откровением для читателей».

К этой цитате из информации «ЛГ» тоже возникают резонные вопросы. Максим Амелин – составитель антологии? А почему он, а не поэт, представляющий Союз писателей России? Насколько объективен будет этот литератор к творчеству более патриотически мыслящих коллег? А что это за «премиальный» принцип отбора? Много ли поэтов в новейшей российской истории были удостоены государственных премий? И опять сакраментальное: почему мы до сих пор ничего не знали о подготовке антологии? Может, так и планировалось, чтобы пресечь бесплодные попытки провинциалов туда попасть? Ну, тогда к заголовку «антологии возродят литературное братство» стоит добавить знак вопроса. А ответ очевиден: вряд ли.

И ещё одно «открытие». Как рассказал на заседании Организационного комитета Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля, «литература регионов России займёт важное место и в Национальном выставочном центре «Десять веков российской словесности», над созданием которого сейчас работают Государственный литературный музей и АСПИ… Будут представлены не только региональные писательские организации, но и экспозиции региональных литературных музеев».

Не прозевать бы, когда нас, то есть региональные писательские организации, «будут представлять»…